Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перевозку опасных грузов без ДОПОГ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
Грузовому транспорту непросто уйти от ответственности, поскольку для его проезда должны соблюдаться особые условия. Для передвижения водителям грузовиков приходится выбирать дороги, которые выбраны надзирающими органами в качестве допустимых. На большинстве этих дорог установлены камеры, которые зафиксируют все нарушения ПДД.
При оформлении документации неверно с каждой бумаги снимаются копии, которые служат достаточным доказательством нарушения правил перевозки грузов в виде опасных веществ. Видео- и фотоматериалы выступают в качестве дополняющих. Коме того, при необходимости предоставляются и показания свидетелей.
Срок оформления свидетельства
20. Срок предоставления государственной услуги исчисляется с момента фактического принятия у заявителя запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и не должен превышать 180 минут.
Свидетельство должно быть оформлено в течение 3-х часов.
Примечание. До 10 января 2020 года максимальный срок выдачи документов составлял один рабочий день.
Кроме того, регламент устанавливает и максимальные сроки для различных действий ГИБДД.
Например, при подаче документов водитель должен провести в очереди не больше 15 минут.
Пример 3: оштрафовали за перевозку без ДОПОГ
Отсутствие у водителя свидетельства ДОПОГ — это одно из самых частых нарушений, и штрафуется оно строго. За него также может наступить административная ответственность по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ. В качестве примера приведем дело против «Югорской транспортно-экспедиционной компании», которое было завершено несколько месяцев назад.
Летом 2020 года на автомобильной дороге «Нефтеюганск-Мамонтово» сотрудники ГИБДД остановили седельный тягач, который перевозил опасный груз. И в ходе проверки выяснили, что у водителя нет международного свидетельства ДОПОГ, а значит — и нет права перевозить опасные грузы. Кроме водителя, в таких случаях наказывают и компанию-перевозчика. «Югорской транспортно-экспедиционной компании» присудили 400 000 рублей штрафа. Несмотря на апелляции и кассационные жалобы, первоначальное решение суда оставили без изменений (Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2021 г. по делу N 16-1218/2021).
Напомним, что свидетельство ДОПОГ водитель может получить только при обучении в аккредитованном учебном центре и последующей аттестации в УГАДН. Любой другой путь получения такого свидетельства — незаконен, и здесь ответственность придется нести уже по Уголовному Кодексу. Как в нашем следующем примере.
Какая ответственность грозит нарушителям
По статистике ГИБДД к самым частым нарушением перевозчиков относятся несоответствие транспортного средства требованиям и отсутствие разрешения. Персонал всех транспортных компаний Ижевска осведомлен о том, что за подобные нарушения предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа. Причем санкции последуют при отсутствии любого требуемого документа, а не только разрешения.
Водителю нарушение грозит взысканием в размере 2000-2500 рублей и лишением прав на срок до полугода. Для должностных лиц сумма больше, и составляет 15-20 тысяч. Самое жесткое наказание предусмотрено для юридических лиц: штраф до 500 000 рублей и арест транспортного средства. Даже мелкие нарушения правил перевозки опасных грузов влекут за собой наложение штрафов. Следует знать, что индивидуальный предприниматель несет в таких случаях ответственность не как физическое лицо, а как должностное.
Ответственность за нарушение основных правил перевозки особых опасных грузов обычно возлагается не только на водителя, но также на организации, где он работает. Практически во всех случаях наказанию подвергается и уполномоченное лицо, на которого изначально была возложена ответственность относительно должной подготовки, а также доставки опасного груза. При нарушении определенных установленных нормативов, которые связаны с наличием определенных бумаг, действуют определенный штраф за перевозку опасных грузов.
Нарушение | Штраф водителя | Штраф должностного лица | Штраф компании |
Отсутствие необходимых документов | до 1500 руб | 5-10 тысяч руб | 200-250 тысяч руб |
Нарушение в продвижении авто по трассе или неправильной парковке | 2500 руб | 20 тысяч руб | 500 тысяч руб |
Плохое состояние авто | 10 000 руб | 30-50 тысяч руб | 50-100 тысяч руб |
В определенных случаях в качестве санкции может быть назначено изъятие водительского удостоверения. Срок может быть разным и в среднем составляет от 4 до 6 месяцев. В особо сложных ситуациях время ареста документа может достигать полутора лет и более. Здесь все зависит от уровня тяжести преступления основных законодательных нормативов. Подобные штрафы также действуют при обнаружении отсутствия свидетельства у водителя, которое являлось бы официальным разрешением на провоз опасного груза.
Ответственность исполнителей
При ненадлежащем исполнении транспортировании опасного груза или незаконности процесса вся ответственность возлагается на перевозчика. В случае, когда исполнителем вина не признается, закон разрешает ему подать соответствующее исковое заявление в судебные инстанции.
Для того, чтобы исключить спорные ситуации, исполнителям, принимающих продукцию, важно, чтобы отправителями была предоставлена полная информация о планируемом к транспортированию содержимом, были указаны необходимые предосторожности на обращение с перевозимой продукцией, предоставлялся весь необходимый пакет документации.
В случае, когда отправителем не предоставлены необходимые сведения о содержимом к транспортировке и не собран пакет документации, исполнителем может быть снята, уничтожена или обезврежена продукции, при этом ответственность за ущерб не возлагается. В таком случае, затраты, которые понесло транспортное предприятие, должны быть возмещены отправителем.
Cтатья 12.21.2 – нарушение правил перевозки опасных грузов
Под правилами в данном случае понимается совокупность всех документов, регламентирующих перевозки опасных грузов. То есть, по второй части статьи можно привлечь к административной ответственности за нарушение любого нормативного правового акта, содержащего требования к перевозкам опасных грузов; в первую очередь за нарушения требований ДОПОГ. В основном привлекают за:
- Отсутствие или ошибки информационных табло, маркировки ТС и средств удержания
- Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС (до 31 мая 2021 года можно не ставить — действует отсрочка)
- Отсутствие или ошибки в документации на груз
- Отсутствие специального разрешения при перевозке грузов повышенной опасности (ссылка на статью)
- Отсутствие свидетельства ДОПОГ водителя
- Отсутствие или несоответствие установленной форме письменных инструкций (ссылка на статью)
- Несоблюдение требований или отсутствие противопожарного оборудования
- Отсутствие снаряжения или средств индивидуальной защиты
- Нарушения в оснащении ТС
- Нарушение условий перевозки – совместная перевозка, превышение количества перевозимого груза и прочее.
- Стаж водителя, перевозящего опасный груз, менее одного года
- Несоблюдение требований к конструкции транспортного средства: отсутствует защитное заземление, клеммы аккумуляторной батареи не изолированы, и прочие.
- Наличие консультанта по перевозке опасных грузов (проверяется только в рамках проверки субъекта) (ссылка на статью)
- Наличие и соблюдение плана обеспечения безопасности (проверяется только в рамках проверки субъекта)
Маркировка при перевозке опасных грузов
Автомобиль, который осуществляет перевозку опасного груза, должен иметь соответствующий цвет, а также необходимые знаки и надписи.
Для едких соединений используются цистерны желтого цвета. С обеих сторон они дополняются продольными черными полосами. На полосе пишется предупреждение: «Едкий материал». Особые условия касаются перевозки аммиака и метанола. Окрашивать кузов в данных случаях необязательно, но необходимо нанести на него надписать: «Огнеопасно. Аммиачная вода» или «Яд – метанол».
Знак, сообщающий о нахождении в кузове опасного груза, состоит из двух треугольников. В верхнем располагается символ, который говорит о принадлежности вещества к тому или иному классу. В нижний помещаются дополнительные сведения, такие как особенности совместимости или номер ОГ по международному стандарту.
Для надписей установлена минимальная высота шрифта, при которой сообщение легко разглядеть с любого расстояния и под любым углом, – 15 см. К надписи прилагаются знаки нового образца. Они имеют форму квадрата со стороной 10 см для транспортных пакетов и 25 см – для контейнеров. Если пространство не позволяет разместить знак соответствующего размера, можно уменьшить его до 5 см.
Существуют также стандарты, касающиеся изображений на автомобилях, используемых для перевозки опасных грузов:
- Если транспортируется взрывоопасное вещество, внутри знака должна быть нарисована темная бомба.
- Газу, который не является легковоспламеняющимся, соответствует белый или черный газовый баллон.
- Жидкие и газообразные вещества, которые легко загораются, обозначаются черным или белым пламенем.
- При перевозке ядовитых соединений используется изображение черепа и двух скрещенных костей.
Маршрут перевозки опасных грузов
Для начала компания должна получить разрешение на перевозку вредных веществ, а затем согласовать маршрут, по которому будет двигаться машина. Обычно такие перевозки необходимо согласовывать с ГИБДД.
Разрешение необходимо получить в следующих случаях:
- если три и более автомобиля движутся колонной;
- если груз относится к категории особо опасных;
- если маршрут проходит по сложным участкам дороги или при плохой погоде;
Представители ГИБДД стараются свести к минимуму передвижение транспорта с ОГ по городу. Лучше как можно чаще задействовать объездные дороги или, по крайней мере, избегать очень людных мест.
Чтобы организации выдали разрешение на перевозку опасных грузов, необходимо передать в ГИБДД следующие документы:
- Свидетельство о соответствии ТС необходимым требованиям.
- Маршрут передвижения автомобиля, который сотрудники инспекции могут скорректировать.
- Дополнительное разрешение на перемещение особо опасных веществ.
Планировать маршрут обязательно при перевозке всех категорий ОГ, но не в каждом случае нужно передавать его в ГИБДД.
Основные правила построения маршрута таковы:
- Автомобиль не должен проезжать через места отдыха горожан и природные заказники, двигаться вблизи объектов культурного наследия.
- Запрещается также прокладывать маршрут вблизи крупных заводов и фабрик, особенно производящих опасные вещества.
- В маршруте должна быть информация обо всех остановках, в том числе на дозаправку.
Хранение вещей — это очень важная и ответственная задача, которая часто возлагается на грузчиков. Эти специалисты должны уметь правильно упаковывать и размещать грузы, чтобы избежать их повреждения. Хорошие грузчики также заботятся о сохранности самого помещения, где находятся вещи, чтобы избежать повреждения полов или стен.
Предприятия, занимающиеся хранением вещей, обычно имеют специально обустроенный склад, на котором каждый тип груза имеет свое место. Например, хрупкие предметы можно хранить в упаковке с пенопластом, а продукты питания — в специальных холодильниках.
Грузчики также отвечают за транспортировку грузов и их предварительную подготовку к отправке. Они сортируют грузы по направлениям и размещают их на автомобилях или вагонах. Одним словом, без грузчиков невозможно представить работу склада или транспортной компании.
Транспортировка опасных грузов может производиться автомобильным транспортом и не только. Их перевозят по железной дороге, воде и воздуху.
Для каждого вида доставки разработаны документы, регламентирующие правила перевозки ОГ:
- МОПОГ для транспортировки по морю от 03.05.1989;
- ВОПОГ регламентирует перемещение ОГ водным транспортом по внутренним путям от 26.05.2000 (на территории Росси действуют с 01.03.2009);
- инструкция по перевозке воздушным транспортом;
- правила перевозки железнодорожным транспортом от 05.04.1996 (последняя редакция 20.10.2017);
- ДОПОГ для автотранспорта. Соглашение заключено в Женеве 30.09.1957. Россия присоединилась 03.02.1994.