Можно ли ездить без зеркала заднего вида со стороны пассажира

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли ездить без зеркала заднего вида со стороны пассажира». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Обращаем ваше внимание, что по состоянию на 2019 год в ПДД указан недействующие ГОСТ Р 51709-2001. Вместо него с февраля 2018 года действует новый ГОСТ 33997-2016 «Колёсные транспортные средства». Стандарты и требования к зеркалам заднего вида в новом ГОСТе остались аналогичными и инспекторы вправе требовать их соблюдения.

Итак, согласно ГОСТу у легкового автомобиля должны быть такие зеркала заднего вида:
— наружное основное слева — ОБЯЗАТЕЛЬНО
— внутреннее заднего вида — обязательно только в том случае, если через него есть обзор. Если из-за конструкции автомобиля через внутреннее зеркало ничего не видно, то оно не обязательно
— наружное основное справа — обязательно только в том случае, если через внутреннее зеркало заднего вида обзор недостаточный.

То есть многое зависит от конструкции автомобиля и всегда обязательным является только наружное зеркало со стороны водителя. А дополнением к нему может быть либо внутренние, либо боковое справа, либо оба.

Влияние отсутствия бокового зеркала на безопасность движения

Отсутствие бокового зеркала в автомобиле может серьезно повлиять на безопасность движения и стать причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Боковое зеркало позволяет водителю контролировать обстановку вокруг автомобиля, особенно налево и направо. Оно позволяет видеть другие транспортные средства, пешеходов, а также предупреждает об опасности при смене полосы движения или выполнении маневра.

Отказ от использования бокового зеркала может привести к следующим последствиям:

  • Ограничение обзорности. Без бокового зеркала водителю будет сложно видеть транспортные средства, двигающиеся по соседним полосам или вблизи автомобиля. Это может привести к непредсказуемым ситуациям и авариям.

  • Ограничение своевременного реагирования. Боковое зеркало позволяет водителю заметить нарушение ПДД со стороны других участников дорожного движения. Отсутствие зеркала может привести к несвоевременному замечанию опасности и реагированию на нее.

  • Увеличение времени переключения внимания. Без бокового зеркала водителю придется уделять дополнительное время и усилия, чтобы заглянуть через окно или повернуть голову для осмотра ситуации. Это может отвлечь водителя от управления автомобилем и повлечь за собой неопределенность и риск.

Таким образом, отсутствие бокового зеркала существенно снижает безопасность движения и ставит водителя и других участников дорожного движения под угрозу возникновения аварий. Правильная эксплуатация и обязательное наличие боковых зеркал являются основой безопасности при управлении автомобилем.

Основная задача водителя без бокового зеркала

В случае отсутствия бокового зеркала, водитель должен сконцентрироваться на других доступных источниках информации о дорожной обстановке, таких как зеркало заднего вида и лобовое стекло. Необходимо более внимательно следить за действиями других участников движения и правильно оценивать расстояния и скорости.

Также водителю следует использовать светодиодные указатели поворота и оказывать более явные сигналы при перестроении и повороте, чтобы предупредить окружающих водителей о своих намерениях.

Однако, несмотря на все меры предосторожности, отсутствие бокового зеркала существенно снижает обзорность и усложняет управление автомобилем. Поэтому водителям рекомендуется своевременно предпринимать все необходимые меры по восстановлению работоспособности боковых зеркал и соблюдать требования Правил дорожного движения, чтобы обеспечить безопасность себе и другим участникам дорожного движения.

Угроза безопасности пассажиров и других участников дорожного движения

Левое зеркало служит для обеспечения высокой степени видимости вокруг автомобиля, особенно при выполнении маневров, таких как повороты и перестроения. Оно позволяет водителю получать информацию о движущихся объектах, которые находятся слева от него, и снижает риск столкновения с другими транспортными средствами.

Отсутствие левого зеркала делает управление автомобилем небезопасным и затрудняет водителю оценку ситуации на дороге. Это может привести к неожиданным маневрам, столкновениям и авариям.

Без левого зеркала водитель потеряет поле зрения, которое оно обеспечивает, и не сможет своевременно обнаружить находящиеся рядом транспортные средства, пешеходов и другие препятствия на дороге. Это может вызвать ситуации, в которых будет затруднено принятие рациональных решений и совершение безопасных маневров.

Следует отметить, что управление автомобилем без левого зеркала является нарушением дорожных правил и может повлечь за собой административное наказание. Водители должны быть ответственными и обеспечивать безопасность всех участников дорожного движения, использование всех необходимых зеркал является одним из важных аспектов этого обязательства.

Таким образом, отсутствие левого зеркала на автомобиле представляет серьезную угрозу безопасности пассажиров, пешеходов и других участников дорожного движения. Водители должны всегда уделять должное внимание техническому состоянию своего автомобиля и необходимой оборудованности, чтобы обеспечить безопасность всех на дороге.

Дополнительные меры безопасности и правила использования

Первое и самое важное правило – это следовать правилам по установке и регулировке боковых зеркал, чтобы максимально уменьшить слепую зону. Правильно установленные зеркала благодаря своему широкому углу обзора помогут снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций.

Кроме того, рекомендуется увеличить осмотр задней обстановки и боковых зон. Автомобилистам следует более внимательно следить за движением других транспортных средств, особенно при выполнении маневров. Участие в автоколоннах и движение на оживленных дорогах может быть особенно опасным без левого зеркала, поэтому безопасная дистанция и бдительность являются неотъемлемыми условиями для безопасного перемещения.

Для улучшения обзорности можно использовать специальное устройство «накладное зеркало». Это зеркало устанавливается на двери или на ветровое стекло автомобиля, и позволяет снизить слепые зоны и увеличить угол обзора водителя.

Читайте также:  Льготы и гарантии по потере кормильца в 2023 году: полное руководство
Дополнительные меры безопасности: Правила использования:
1. Установка и регулировка правого и заднего зеркал 1. Регулярная проверка и обслуживание зеркал
2. Увеличение осмотра задней обстановки 2. Постоянное следить за движением других транспортных средств
3. Поддержание безопасной дистанции 3. Избегать сложных маневров без полной осведомленности о дорожной обстановке
4. Использование накладного зеркала 4. Правильно установить и использовать устройство

Следование этим дополнительным мерам безопасности поможет минимизировать риски и повысить безопасность дорожного движения в ситуациях, когда левое зеркало отсутствует.

Зеркало заднего вида: важность и правила использования

Главное правило использования зеркала заднего вида — регулярная проверка на то, что оно не повреждено и надежно закреплено. Если зеркало имеет трещины или неисправности, его следует немедленно заменить.

Для максимальной эффективности зеркало должно быть правильно отрегулировано. Оно должно позволять водителю видеть заднюю часть автомобиля, а также отражение дорожного движения сзади. Зеркало должно быть установлено таким образом, чтобы уменьшить слепые зоны и обеспечить максимальную видимость на дороге.

Важно помнить, что зеркало заднего вида не является единственным средством обзора задней части автомобиля. Водитель также должен поддерживать постоянный мониторинг заднего пространства, особенно при выполнении маневров, таких как перестроение, разворот или парковка.

Без сомнения, зеркало заднего вида играет ключевую роль в обеспечении безопасности на дороге. Правильное использование и регулярное обслуживание зеркала помогут водителю оставаться внимательным, защищеным и готовым к неожиданным ситуациям на дороге.

Повредили боковое зеркало — что делать?

Что делать, если у вашего автомобиля разбито или оторвано зеркало? Правильный ответ такой: готовить деньги! Потому что ездить на машине, у которой «количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709–2001» (см. п. 7.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств в ПДД), вы не имеете права. И даже если вы как законопослушный гражданин уже провели переговоры со страховщиками и сервисменами, это погоды не поменяет. Без зеркала вы — нарушитель, а потому любой инспектор имеет законное право остановить вас. Даже если вы едете в магазин, чтобы купить новое, дабы тут же закрыть вопрос. Наказание согласно п. 12.5 части 1 КоАП РФ («Управление неисправным транспортным средством») — штраф 500 рублей, но возможно и простое предупреждение.

Некоторые из восьми «неожиданных водительских штрафов» оказались мифом

Что делать, если у вашего автомобиля разбито или оторвано зеркало? Правильный ответ такой: готовить деньги! Потому что ездить на машине, у которой «количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709–2001» (см. п. 7.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств в ПДД), вы не имеете права. И даже если вы как законопослушный гражданин уже провели переговоры со страховщиками и сервисменами, это погоды не поменяет. Без зеркала вы — нарушитель, а потому любой инспектор имеет законное право остановить вас. Даже если вы едете в магазин, чтобы купить новое, дабы тут же закрыть вопрос. Наказание согласно п. 12.5 части 1 КоАП РФ («Управление неисправным транспортным средством») — штраф 500 рублей, но возможно и простое предупреждение.

Разрешена ли эксплуатация легкового автомобиля без наружных зеркал заднего вида ?

Если запрещена, то какие санкции ?

не чушь, моя личная первая авто 21011 была с правым зеркалом. Штатно, не штатно не помню. Вроде доплачивал только за резину «Матадор».

Классика, уж классичней некуда — 21011. Покупал в 1980г

заставили вспоминать. )). и я рад этому отличная была машина, просто великолепная. Движок был вообще феноменальный, так как машина вся сгнила (крылья были поменяны по кругу), а движок все еще работал идеально, не дымил, не стучал. Я помню продал ее уже в перестройку какому-то таксисту за бесценок (у него сын был наркоман) так он брал для того, чтобы тот руками что-то делать научился. Пригнали мы ее в 11й таксопарк на Вишневского, загнали на стенд и посмотрели двигатель снизу. Шейки шатунных подшипников были как зеркало — без следов износа, а коренные он даже раскручивать не стал.

Правда кое что в движке менял конечно, колпачки маслосъемные раза 2, распредвал (слабое место в тех моторах — аж три раза), ну и пришлифовку плапанов делал 1 раз.

Первую Жигулю отец купил как раз в 74м, без зеркала и когда в 76 их стали продавать уже с зеркалами штатно, то купили какую-то хреньку кустарную и САМИ справа поставили.

насчет 2105 честно говоря не знал.

Права купил. «. 3. Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

. 11. Запрещается эксплуатация:
автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).

Таблица 2.10. Требования к наличию зеркал заднего вида на транспортных средствах

Начнем мы с известных истин о том, что водитель должен следить за состоянием ТС и каждый раз проверять его исправность и все соблюдения требований согласно ПДД перед КАЖДЫМ выездом. Если чего-то не хватает, то необходимо само собой вначале устранить, потом уж и выезжать. Об этом нам глаголет п. 2.3.1 ПДД. Цитировать мы его не будем, если есть желание проверить, то пожалуйста.
Ну и если какое-то нежелательное условие выявиться из списка тех, что приведено в «Перечне условий и неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС», то само собой это уже и есть нарушение закона.

Итак, мы упомянули про нарушение требований, но еще не привели, что же есть по поводу зеркала заднего вида, о которых наша статья. Читаем Перечень:

7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

Читайте также:  Дальнейшие шаги после получения гражданства РФ: рекомендации и возможности

Все ясно и предельно понятно. Нет зеркал, значит эксплуатировать машину нельзя! А если что-то нельзя, а кто-то делает наоборот, то это и есть нарушение.
Отдельно хотелось бы упомянуть о ГОСТе и привести таблицу 10, где и написано о требованиях. Все дело в том, что в некоторых случаях без зеркала все же ездить можно. В каких именно смотрим таблицу.

Боковое зеркало автомобиля

К сожалению, в ряде случаев «зеркальный вопрос» может затянуться надолго. Конечно, если речь о машине отечественного производства, то особых проблем, в общем-то, быть не должно: в продаже довольно много подходящих зеркал всех мастей — тонированных, обогреваемых, с электроприводом и без оного и т.п. Впрочем, и это изобилие вас не спасет, если неприятность случилась, скажем, 31 декабря. Пока откроется магазин автозапчастей, может пройти неделя, а ехать нужно уже завтра.

Ну а если злые силы надругались над иномаркой, то совсем не факт, что необходимая запчасть ждет вас на складе ближайшего дилера. И если реалии таковы, что на машине вы все равно вынуждены ездить, а с возможными проблемами с властями мысленно смирились, то хорошо бы организовать хоть какой-то экспресс-ремонт остатков былой роскоши.

Штраф за езду без зеркала заднего вида

Эксплуатация автомобиля без зеркал заднего вида запрещена согласно п. 7.1 «Перечня условий и неисправностей, при которых запрещена эксплуатация ТС» (это приложение к ПДД):

«7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства».

Обращаем ваше внимание, что по состоянию на 2019 год в ПДД указан недействующие ГОСТ Р 51709-2001. Вместо него с февраля 2018 года действует новый ГОСТ 33997-2016 «Колёсные транспортные средства». Стандарты и требования к зеркалам заднего вида в новом ГОСТе остались аналогичными и инспекторы вправе требовать их соблюдения.

Итак, согласно ГОСТу у легкового автомобиля должны быть такие зеркала заднего вида:
— наружное основное слева — ОБЯЗАТЕЛЬНО
— внутреннее заднего вида — обязательно только в том случае, если через него есть обзор. Если из-за конструкции автомобиля через внутреннее зеркало ничего не видно, то оно не обязательно
— наружное основное справа — обязательно только в том случае, если через внутреннее зеркало заднего вида обзор недостаточный.

То есть многое зависит от конструкции автомобиля и всегда обязательным является только наружное зеркало со стороны водителя. А дополнением к нему может быть либо внутренние, либо боковое справа, либо оба.

Езда без зеркала бокового вида

Этот элемент также важен при управлении транспортным средством, так как он позволяет водителю получить полную информацию о ситуации, происходящей за кормом машины. Для его регулировки нужно:

  1. Усесться поудобнее в кресле.
  2. Установить зеркало таким образом, чтобы заднее стекло можно было видеть полностью.
  3. Отрегулировать углы наклона так, чтобы оси совпадали с осями заднего стекла.

Очень важным является салонный зеркальный элемент, ведь он позволяет охватить всё заднее стекло автомобиля и даёт возможность реально оценивать и контролировать ситуацию, которая развивается за авто. Если правильно настроить зеркало заднего вида, то в его область обзора будет попадать нижняя кромка стекла.

Охват всего заднего стекла возможен только в миниатюрных и малогабаритных машинах. В остальных случаях не представляется возможным захватить всё стекло. В случае с зеркалом заднего вида действуют следующие правила для его корректировки:

  • внизу зеркала должна отображаться нижняя часть заднего стекла;
  • в левой стороне попадает отражение подголовника с водительского сидения или даже часть правого уха;
  • центр зеркала должен совпадать с центральной линией заднего стекла.

Убедившись в исправности сетей электрических, необходимо провести диагностику повреждений механических. Вначале рекомендуется убедиться в надежности крепления их к элементам, фиксирующим на механизме привода. Стоит заодно проверить целостность деталей из пластика и всех защелок, которые после того, как снят зеркальный элемент, становятся доступными.

Дефект механизма легко определить при подаче на него питания. Устранять обнаруженный дефект, нужно не спеша и очень аккуратно. Особенной осторожности требует зеркало, которое в момент демонтажа легко повредить.

  1. Вполне может быть, что вышел из строя сам моторчик с червячной передачей, который управляет складыванием зеркала (похож на те, которые устанавливают в китайские детские игрушки), или плата, отвечающая за смену отключение питания при возрастающей в конце хода нагрузки.

Может зеркало жужжать, но не складываться, если изношена шестеренка на валу с червяком. Такой ремонт зеркала бокового с электроприводом можно выполнить самостоятельно.

Левый и правый механизмы складывания и регулировки зеркал абсолютно одинаковы. Отличаются они только настройкой и подключением. После того, как зеркало собрано, но еще не установлена цветная накладка, нужно проверить правильность управления зеркалом: если при регулировки вертикального положения зеркало регулируется горизонтально, необходимо штекера квадратные.

Так выглядит управляющий орган складывающего механизма левого зеркала (сверху) и правого (снизу). Сазу видна разница в настройке: собирается правое зеркало в положении «разобрано», а левое – «собрано».

  • До того, как зеркало снимается с машины, его выставить нужно в положение «разобрано», чтобы и собрать в таком же разобранном положении (иначе, собирать нужно в «собранном» положении).
  • Разборка механизма складывающего левого зеркала.
  • Теперь его можно прикладывать к соответствующей части корпуса, при помощи которой зеркало крепится к стойке кузова.

Повернув механизм в положение «разобрано», собираем его в обратной последовательности. Ошибиться с углом поворота невозможно, поскольку поворачивается механизм на определенный угол. Его просто нужно повернуть от одного крайнего положения в другое.

Некоторые из восьми «неожиданных водительских штрафов» оказались мифом

Эксплуатация автомобиля без зеркал заднего вида запрещена согласно п. 7.1 «Перечня условий и неисправностей, при которых запрещена эксплуатация ТС» (это приложение к ПДД):

«7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства».

Обращаем ваше внимание, что по состоянию на 2019 год в ПДД указан недействующие ГОСТ Р 51709-2001. Вместо него с февраля 2018 года действует новый ГОСТ 33997-2016 «Колёсные транспортные средства». Стандарты и требования к зеркалам заднего вида в новом ГОСТе остались аналогичными и инспекторы вправе требовать их соблюдения.

Читайте также:  Растаможка авто из Белоруссии в Россию

Итак, согласно ГОСТу у легкового автомобиля должны быть такие зеркала заднего вида:
— наружное основное слева — ОБЯЗАТЕЛЬНО
— внутреннее заднего вида — обязательно только в том случае, если через него есть обзор. Если из-за конструкции автомобиля через внутреннее зеркало ничего не видно, то оно не обязательно
— наружное основное справа — обязательно только в том случае, если через внутреннее зеркало заднего вида обзор недостаточный.

То есть многое зависит от конструкции автомобиля и всегда обязательным является только наружное зеркало со стороны водителя. А дополнением к нему может быть либо внутренние, либо боковое справа, либо оба.

Надо ли проверять зеркала заднего вида каждый раз перед выездом

Начнем мы с известных истин о том, что водитель должен следить за состоянием ТС и каждый раз проверять его исправность и все соблюдения требований согласно ПДД перед КАЖДЫМ выездом. Если чего-то не хватает, то необходимо само собой вначале устранить, потом уж и выезжать. Об этом нам глаголет п. 2.3.1 ПДД. Цитировать мы его не будем, если есть желание проверить, то пожалуйста.
Ну и если какое-то нежелательное условие выявиться из списка тех, что приведено в «Перечне условий и неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС», то само собой это уже и есть нарушение закона.

Во-первых, поймите, что законы в каждом штате различаются. Тем не менее, большинство из них требуют, чтобы у вас было как минимум два зеркала, которые обеспечивают обзор позади вас. Это означает, что вы можете законно управлять своим автомобилем, пока два из трех зеркал все еще работают и целы. Однако, хотя это может быть законным, это не особенно безопасно. Особенно это касается боковых зеркал. Очень сложно получить хороший обзор движения с пассажирской стороны автомобиля с места водителя без бокового зеркала.

Вы также должны понимать, что, хотя технически водить машину в таком состоянии не является незаконным, полицейский может остановить вас, если заметит, что она отсутствует или повреждена.

Езда без бокового зеркала. чем грозит

В общем сломалась левая дверь и зеркало в результате дтп и в течении месяца буду без зеркала ездить. Справка о дтп имеется. Остановят ли дпсники если увидят, что без зеркала и чем это грозит, или можно как-нибудь выйти сухим, если остановят?

Steeper-pepper
Статья 245. Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам
дорожного движения

Езда без бокового зеркала, чем грозит

на космиче отец лет 20 проехал без боковых зеркал.и я года 2 все нормально.надо просто уметь в салонное зеркало смотреть. хотя сейчас привык с ними и когда при мелком ДТП разбили левое зеркало было очень тяжело даже доехать до резки зеркал где и поставил другое.

Езда без бокового зеркала, чем грозит

Что вы жути нагоняете. половина города ездит с нерабочими стопаками-фарами-тонером вкруг-на разнопарой летней зимней резине. а Вы тут про зеркало.
Чаще головой вертите и все. А если не поленится, то купить на базаре любое зеркало и прилепить на изолента скотч на время.

на космиче отец лет 20 проехал без боковых зеркал.

Если гаишники не остановят то какой нить кукурузник остановится или сам об и так помятую дверь остановится.

а если починить зеркало?

Без зеркала ездить в городе невозможно, присоединяюсь к совету » лучше пешком походить это время».
classsic
Не верю!

Статья 245. Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам
дорожного движения

соглашусь с общим мнением, если есть возможность, то лучше пешком походите

Статья 245. Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам
дорожного движения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Основным положениям по допуску транс-
портных средств к эксплуатации и обязаннос-
тям должностных лиц по обеспечению
безопасности дорожного движения
ПЕРЕЧЕНЬ
неисправностей и условий, при которых запрещается
эксплуатация транспортных средств
Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобу-
сов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоход-
ных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.
7. Прочие элементы конструкции
7.1. Отсутствуют предусмотренные конструкцией транспортного средства
зеркала заднего вида, стекла.
7.2. Не работает звуковой сигнал.
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, огра-
ничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол,
влекущие опасность травмирования участников дорожного движения.

Источник

Можно ли мне управлять скутером — быстрый тест

1. У Вас есть действующее (не просроченное) водительское удостоверение любой категории, и Вы не лишены права управления?

ДаНет

2. В 12 столбце Вашего водительского удостоверения есть отметка ML?

ДаНет

Вы можете управлять скутером с рабочим объёмом двигателя до 50 см3, имея на руках водительское удостоверение для предъявления для проверки сотруднику ГИБДД.

Вы не можете управлять скутером, так как для этого Вам потребуется действующее водительское удостоверение любой категории с отсутствующей отметкой ML в 12 графе.

Итак, наличие права управление тем или иным транспортным средством в зависимости от наличия определённой категории в правах регулируют несколько законодательных актов. Но нам для ответа на наш вопрос понадобится только один: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (далее «ФЗ «О БДД»). Он является основополагающим для многих других правовых актов (они основываются на нём), сам он основан на международных соглашениях и принципах. Но главное, он является приоритетным перед другими нормативными актами (в том числе ПДД и Правилами выдачи водительских удостоверений), так что даже при наличии противоречий в вопросе категории для управления скутерами, он будет иметь приоритетное значение.

Вас также заинтересует:

  • Можно ли и как сдать на права и получить удостоверение на машину и мотоцикл в 16 лет?
  • Новый закон об автоматическом лишении прав при болезнях: когда вступит в силу?
  • До какого возраста пожилым людям можно управлять автомобилем и мотоциклом?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *