Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система налогообложения в СССР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.
Налог на сверхприбыль
Особого внимания заслуживает налог на сверхприбыль. Он был введён в 1925 г. Основная его цель заключалась в том, чтобы не только запретить частным предпринимателям превышать цены, которые установлены государственными расчётами, но и в итоге вытеснить частников из экономики страны. Особенность данного налога в его целевом характере.
Индустриализация страны требовала больших финансовых ресурсов, что стало причиной серьёзных изменений в налоговой политике и налоговой системе государства в налоговой реформе 1930-1932 гг. Основная цель данной реформы в том, чтобы обеспечить увеличивающиеся потребности государства в финансовых ресурсах. С этой целью применялись меры по устранению множественности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.
В ходе реформы почти шестьдесят видов налогов объединили в два основных платежа. Государственные предприятия должны были вносить в бюджет отчисления от прибыли и налог с оборота, а кооперативные предприятия обязаны были уплачивать подоходный налог и налог с оборота.
Отчисления от прибыли поступали в бюджет в качестве конечного результата распределения прибыли государственных предприятий на их плановые мероприятия, иными словами, нераспределённый остаток прибыли попросту изымался в бюджет, он же и соответствовал уровню власти подчинённости предприятия.
Предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, республиканского подчинения, соответственно, в республиканский и т.д. до районного уровня. Таким образом, можно говорить о том, что отчисления от прибыли стали важнейшим источников формирования собственных доходов всех звеньев в бюджетной системе, а также фактором, которым способен усилить интерес власти на всех уровнях в процессе развития подведомственных предприятий и финансовой эффективности их работы.
В соответствии с экономической реформой 1965 г. платежи из прибыли были определены четырёх видов.
Первый вид представляет собой отчисления от прибыли, которые вносились в бюджет предприятия, однако не были переведены на условия хозяйственного расчёта.
Второй вид представлен как плата за производственные основные фонды и нормируемые оборонные средства, иными словами, плата за фонды. Этот вид платежей вносили предприятия, которые были переведены на хозяйственный расчёт. Плата за фонды должна была внесена в соответствующий бюджет по нормам, которые в свою очередь выражались в процентах к средней стоимости производственных фондов. Стоимость этих фондов оценивается по балансовой стоимости. Нормы платы за фонды устанавливались на несколько лет.
Третий вид был представлен фиксированными платежами, которые вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые. Таким образом, для добывающих предприятий фиксированные платежи были установлены в твёрдой сумме, а для перерабатывающих либо в твёрдой, либо в процентах к стоимости реализованной продукции или к прибыли.
Четвёртый вид представлял собой свободный остаток прибыли. Его образование происходило после выплаты из прибыли первоочерёдных платежей, процентов за банковский кредит, сумм, направляемых на образование фондов экономического стимулирования предприятий, или иных затрат, которые так или иначе включались в планы предприятия.
Состав и структура налоговой системы СССР
Подробно ознакомиться с составом и структурой налоговой системы в СССР, которая действовала в период с 1930 до 1980-х гг. можно с помощью таблицы ниже.
Статья | 1933 | 1940 | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1989 |
Доходы — всего | 4,6 | 18,0 | 12,3 | 77,1 | 302,7 | 101,0 | |
В том числе: Налог с оборота | 2,7 | 10,1 | 23 | 31,3 | 10,1 | 1,1 | 111,1 |
Платежи из прибыли | 0,3 | 2,2 | 1,0 | 18,6 | 54,2 | 89,8 | 115,5 |
Подоходный налог с кооперации колхозов и предприятий общественных организации | 0,1 | 0,3 | 0,5 | 1,8 | 1,2 | 1,7 | 1,2 |
Государственные налоги с населения | 0,3 | 0,9 | 3,6 | 5,6 | 12,7 | 24,5 | 41,7 |
Советская экономика – не такая, как все
Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).
Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).
Были привычные и сегодня налоговые ставки и пошлины, но также были нестандартные налоги (например, налог на холостяков). А еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.
«Перестройка» и распад СССР
С 1985 года в СССР начинается политика «перестройки». С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.
Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью. Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.
После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.
При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.
Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.
Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рос внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.
Советская экономика – не такая, как все
Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.
Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.
Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).
Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).
Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.
Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:
- налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
- налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.
С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.
Система сборов в бюджет существовала и в годы войны с фашизмом. Однако налоговые ставки в СССР для населения и предприятий в этот суровый период были повышены. Кроме того, правительство ввело дополнительные виды налогов. Это было необходимо для удовлетворения потребностей бюджета.
Так 21 ноября 1941 года по указу Президиума Верховного Совета страны в Советском Союзе был введен налог на бездетность. Какой процент был? Ставка равнялась 6% от оклада. Для налога на бездетность в СССР важен был и возраст. Коллекция предназначалась для мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, а также для замужних женщин без детей в возрасте от 20 до 45 лет.
Процент налога на бездетность в СССР варьировался в зависимости от дохода человека. Его более низкая ставка устанавливалась при оплате труда ниже 91 рубля. Какой процент налога на бездетность в СССР давали, когда ты зарабатывал меньше 70 рублей? При таком доходе сбор пошлин вообще не велся.
Налогообложение индивидуальных предпринимателей в СССР
В СССР индивидуальные предприниматели также были подвержены налогообложению, хотя государство активно проводило политику национализации и коллективизации сектора экономики.
Индивидуальные предприниматели уплачивали налог в зависимости от вида деятельности, который они осуществляли. Для них существовали различные налоги, такие как:
- Налог на имущество – взимался с индивидуальных предпринимателей за использование имущества в процессе предпринимательской деятельности;
- Налог на прибыль – рассчитывался как процент от прибыли, полученной от предпринимательской деятельности;
- Налог на доходы – взимался с доходах индивидуальных предпринимателей от реализации товаров или услуг;
- Налог на продажи – взимался при продаже товаров или услуг по определенным ставкам;
- Налог на найм рабочей силы – уплачивался при наеме работников на предприятие.
Оформление и уплату налогов индивидуальные предприниматели осуществляли через налоговые органы. В случае неуплаты налогов или нарушения налогового законодательства, предприниматель мог быть привлечен к ответственности в соответствии с существующими нормами и законами.
Таким образом, индивидуальные предприниматели в СССР несли свою долю налогового бремени, хотя государственная политика строилась на принципах государственного контроля над экономической деятельностью.
Система налогообложения в 90-х годах
После распада СССР в России были внесены значительные изменения в налоговую систему. Приватизация имущества и переход к рыночной экономике привели к введению новых налогов и изменению старых. Была введена единая налоговая ставка, которая применялась к доходам физических лиц.
Налог | Изменения в 70-80 гг. | Изменения в 80-е гг. | Изменения в 90-х гг. |
---|---|---|---|
Налог на собственность | На собственность имущества | Уточнение правил и ставок | Изменение ставок и правил расчета |
Подоходный налог | Единая ставка | Прогрессивная шкала | Прогрессивная шкала |
Таким образом, система налогообложения в СССР была сложной и запутанной. Граждане платили множество налогов, величина которых зависела от различных факторов. Некоторые налоги были отменены после перестройки, в то время как другие были изменены и усовершенствованы.
Закон СССР от 23.04.1990 №1443-1
Закон СССР от 23 апреля 1990 года №1443-1 был одним из ключевых документов, регулирующих налогообложение физических лиц в Советском Союзе. Этот закон внес значительные изменения в систему налогообложения и права граждан.
С 1930 года в СССР действовала система налогообложения, согласно которой каждый гражданин обязан был платить налоги в зависимости от своего дохода. В те годы налоговая система основывалась на прогрессивном подоходном налоге, что означало, что чем больше доход, тем выше ставки налога.
Закон №1443-1 ввел новые изменения в налогообложение физических лиц. Отныне налоговые ставки стали фиксированными, что привело к тому, что сумма налогового платежа стала зависеть от величины дохода, а не от его пропорции.
Также закон №1443-1 внес изменения в налогообложение имущества граждан, включая землю и дома. В период застройки или перестройки налоговая ставка составляла 3 процента от стоимости строительства. За счет этих новых ставок государство получило дополнительные ресурсы на развитие государства и социальных программ.
В СССР налог на капитал был одним из многих налогов, которые существовали в стране. Он предусматривал обложение налогом всех физических и юридических лиц, имеющих капитал.
Налог на капитал был применен для регулирования экономики, сокращения роста неравенства и распределения богатства в стране. Плательщики налога включались в список на основе величины имущества, которым они владели.
Ставки налога на капитал были прогрессивными и могли достигать до 100% в зависимости от величины капитала владельца. Таким образом, налог на капитал использовался в качестве инструмента для уравнивания социальной справедливости в обществе.
Средства, полученные в результате уплаты налога на капитал, направлялись на финансирование социальных программ, развитие инфраструктуры и культуры, а также поддержку науки и образования.
Налог на капитал в СССР утратил свое значение после распада Советского Союза в 1991 году. Современная Россия также имеет налог на капитал, однако он имеет другие ставки и правила, и отличается от налога, который существовал в СССР.
После свершения Октябрьской революции в систему налогообложения России были привнесены социалистические идеи. Разумеется, они обладали ярко выраженным политическим акцентом и были направлены на ослабление буржуазии.
Когда ввели налоги в СССР? Практически сразу же после победы революции. На начальном этапе своей деятельности молодая Советская власть сделала вполне благоразумную попытку, направленную на сохранение дореволюционной системы взимания денег. Однако это было невозможно, ведь в тот период продолжала идти Первая мировая война, за которой, как следствие ожесточенной классовой борьбы, последовала гражданская. Хозяйственная разруха и национализация, слабость государственных органов и натурализация обмена – все это, а также некоторые другие факторы не могли не оказать существенного влияния на финансовую сферу. В такой обстановке говорить о налаживании успешной налоговой политики было просто бессмысленно.
История НДФЛ в России
За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.
Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.