Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС разрешила сдавать единую декларацию по водному налогу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно Налоговому кодексу, водный налог является федеральным налогом, и особенности его исчисления, уплаты и представления отчетности определяются исключительно федеральным законом (Налоговый кодекс, статья 13, пункт 8).
Кто признается налогоплательщиками водного налога
Налогоплательщиком в данном случае является организация, использующая акваторию (далее — ГС) для осуществления деятельности, на которую выдана лицензия (ст. 1 Налогового кодекса РФ 333. 8, далее — НК РФ).
Важно: Плательщиком данного налога также являются организации, осуществляющие пользование подземными водными объектами в рамках деятельности, разрешенной в соответствии с Федеральным законом РФ «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 года.
При этом организации, использующие подземные воды на основании договоров, заключенных после вступления в силу Водного кодекса (п. 2 ст. 333.8 НК РФ), не признаются плательщиками налога.
- Соглашения.
- Решение о передаче ДО в пользование.
С января 2007 года предприятия оформляют документы на право собственности в соответствии с требованиями закона о воде (статьи 20-21 Закона о воде); они платят плату за пользование ГВ и поэтому не могут взимать плату за воду. При этом она облагается налогом (см. решение Северо-Западного окружного суда по делу A56-86828/2014 от 3 сентября 2015 года).
Коды применяются для разработки, исполнения бюджетов (сметы доходов и расходов), создания отчетной документации об их выполнении. КБК необходимы для сопоставимости показателей. Цифровые шифры применяются в документах, когда в качестве одной из сторон выступает государство, госорганы. В большинстве случаев граждане встречают КБК в платежках при оплате налоговых сборов, штрафов, разных обязательных платежей в госбюджет.
КБК выполняет и другие важные функции:
- предоставляет актуальные сведения о состоянии казны государства;
- упорядочивает отчетность;
- обеспечивает единый формат финансовой информации о бюджете;
- способствуют регулированию финансовых потоков на государственном уровне;
- помогает провести сравнение динамики расходов, доходов за конкретный период.
Что такое водный налог
В соответствии с законодательством водный налог – это налог, который уплачивается за специальное или особое использование водных объектов России. Как правило, оплачивают данный сбор за пользование недрами земли и водными ресурсами физические лица и организации, деятельность которых требует лицензирования.
Общая характеристика водного налога, порядок его исчисления и оплаты указаны в НК РФ в главе 25.2. Введен данный закон был в 2005 году. Его цель – регулирование и обеспечение рационального использования воды. Установленный сбор должен возмещать расходы, которые связаны с восстановлением и защитой экосистем России.
Данный сбор является федеральным. Кроме того, водный налог относится к прямым налогам, т.е. средства направляются напрямую в государственную казну.
Ответственность за налоговые нарушения
Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена статьями 119 «Непредставление налоговой декларации» и 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ.
За непредставление декларации в установленный срок грозит штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный и/или неполный месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть менее 1 000 рублей и более 30%.
В случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов объекта налогообложения в течение одного налогового периода будет взыскан штраф 2 000 рублей (при условии, что отсутствуют другие налоговые правонарушения). Если же неправильно учтены налоги более чем за один налоговый период, размер штрафа составит 30 000 рублей. В случае когда нарушения повлекли занижение налоговой базы, грозит штраф 20% от суммы неуплаченного налога (не менее 40 000 рублей).
Грубыми нарушениями считаются:
- отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, счетов-фактур, налогового учета;
- систематическое (более 1 раза в течение календарного года) неправильное или несвоевременное отражение денежных средств, операций, финансовых вложений, материальных ценностей, нематериальных активов на счетах бухучета, в отчетности хозяйственных операций и/или в регистрах налогового учета.
Куда направляется водный налог в бюджете 2024 года?
Водный налог, взимаемый с предприятий и организаций, занятых добычей и использованием водных ресурсов, направляется в бюджет года его взимания. В бюджете 2024 года средства от водного налога будут использованы на следующие цели:
- Финансирование экологических программ и проектов: средства будут направлены на предотвращение загрязнения и защиту водных ресурсов, восстановление экосистем, выполнение природоохранного регламента и обеспечение устойчивого использования воды.
- Регулирование и контроль: доля водного налога будет выделена на создание и развитие системы мониторинга и контроля за использованием водных ресурсов. Это включает в себя установление мер, норм и стандартов использования воды, а также обеспечение соблюдения экологического законодательства в сфере водных ресурсов.
- Финансирование научных исследований: часть средств от водного налога будет выделена на поддержку научных исследований в области водных ресурсов. Данные исследования будут проводиться с целью изучения, оценки и планирования устойчивого использования и сохранения водных ресурсов.
- Содействие развитию водного хозяйства: определенная доля водного налога будет использована на поддержку развития инфраструктуры водного хозяйства, включая строительство и ремонт водохранилищ, каналов, плотин и других сооружений, способствующих управлению и использованию воды.
Таким образом, водный налог в бюджете 2024 года будет направлен на финансирование экологических программ, обеспечение контроля за использованием водных ресурсов, поддержку научных исследований и развитие водного хозяйства. Это позволит улучшить состояние водных ресурсов, сохранить природу и обеспечить устойчивое использование воды в интересах общества.
Для данного вида сборов основное понятие кроется в объекте налогообложения. Основному пользователю водного источника обязательно следует отчислять деньги в федеральный бюджет. Это касается как отечественных, так и иностранных субъектов.
Налогообложение зависит от способа использования водных ресурсов. Под налог подпадают такие разновидности водоиспользования:
- забор воды из водоемов для дальнейшего использования;
- эксплуатация без забора для генерирования энергии на ГЭС;
- пользование водоемами для сплава древесины.
Есть длинный перечень водопользования, оплата за который не предусмотрена:
- когда водный объект содержит полезные ископаемые (актуально для подземных вод);
- когда воду используют для тушения пожара.
- при эксплуатации воды морскими судами для функционирования технического оборудования;
- при рыбной ловле;
- при движении либо стоянке водного транспорта;
- в случае применения акватории для организации отдыха ветеранов, инвалидов, детей;
- при заборе воды на нужды сельского хозяйства, в т.ч. для орошения лугов и пастбищ.
Какие изменения произойдут в 2024 году?
В первую очередь, повышение ставки налога коснется крупных предприятий и промышленных объектов, которые потребляют значительное количество водных ресурсов. Изменение ставки налога для данной категории налогоплательщиков обусловлено необходимостью более справедливого распределения общей нагрузки между всеми участниками рынка водоснабжения.
Кроме того, в 2024 году планируется внести изменения в порядок оплаты и зачисления водного налога в бюджет. По предварительным данным, будет упрощена процедура подачи налоговой декларации, что позволит сэкономить время и снизить административные издержки налогоплательщиков.
Также планируется внедрение электронной отчетности, что позволит контролировать процесс оплаты и зачисления водного налога в режиме онлайн. Это упростит и ускорит процесс взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.
В целом, изменения в системе оплаты и зачисления водного налога в 2024 году направлены на повышение прозрачности и эффективности данного налогового механизма. Они обеспечат более точное учет использования водных ресурсов и позволят более справедливо распределить финансовую нагрузку между различными категориями налогоплательщиков.
Основные принципы сбора налога
Принцип пропорциональности. Сумма налога зависит от использования водных ресурсов и объемов потребления воды. Чем больше вода используется, тем больше налог должен быть уплачен.
Принцип равенства. Все субъекты, которые используют воду в коммерческих целях или для производственных нужд, должны уплачивать водный налог в соответствии с установленными ставками.
Принцип ответственности. Организации и предприниматели, использующие водные ресурсы, несут ответственность за корректное учет потребления воды и своевременную уплату налога.
Принцип автоматизации. Система сбора водного налога должна быть автоматизированной и удобной для плательщиков. В идеале, она должна позволять осуществлять платежи электронным путем с использованием специальных порталов или приложений.
Принцип прозрачности. Информация о ставках налога и его использовании должна быть доступной для общественности. Это позволит субъектам экономики понять, какие платежи им необходимо вносить и на какие цели эти средства будут направлены.
Повышение водного налога
В 2024 году планируется повышение водного налога в России. Это решение было принято в рамках государственной стратегии по обеспечению экологической чистоты и благополучия населения.
Повышение водного налога позволит государству получить дополнительные средства, которые будут направлены на решение экологических проблем, связанных с загрязнением водных ресурсов. В частности, эти средства будут использованы для:
- Строительства и модернизации водоочистных сооружений.
- Проведения комплексных экологических мероприятий, направленных на восстановление и охрану водных экосистем.
- Финансирования научных исследований в области экологии водных ресурсов.
- Проведения общественно-просветительской работы среди населения по вопросам водоохраны и эффективного использования водных ресурсов.
Повышение водного налога имеет целью стимулирование предприятий и организаций к рациональному использованию водных ресурсов и снижению их загрязнения. Таким образом, повышение налога способствует созданию благоприятной экологической среды для населения и привлекает внимание к проблемам водоохраны.
Поддержка водного транспорта
Одним из главных направлений распределения средств водного налога в 2024 году будет поддержка водного транспорта. Это важно для развития и совершенствования внутреннего и международного водного сообщения в нашей стране.
Около 70% вырученных от водного налога средств будет направлено на ремонт и строительство новых причалов, доков и портовых сооружений. Это позволит модернизировать и развить инфраструктуру морских, речных и озерных портов, обеспечивая более комфортные условия для работы судов и перевозки грузов.
Кроме того, средства водного налога будут использованы для обновления флота речного и морского транспорта. Будет проведена замена устаревшей и экологически вредной техники на более современные и энергоэффективные суда. Это сделает водный транспорт более конкурентоспособным и востребованным как внутри страны, так и на международных рынках.
Также часть средств будет выделена на проведение научно-исследовательских работ в области водного транспорта. Это позволит разработать новые технологии и методы, улучшить безопасность и эффективность работы судов, а также снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Поддержка водного транспорта с помощью средств водного налога позволит развить эту отрасль, повысить ее конкурентоспособность и обеспечить устойчивое развитие водного сообщения в нашей стране.
Причины изменения ставки налога
Изменение ставки водного налога на 2024 год обусловлено несколькими факторами:
- Стремление государства к более справедливому распределению налоговых бремен. Установление новой ставки позволит создать более эффективную систему сбора налогов и сократить несправедливые налоговые льготы.
- Состояние экологической системы водных ресурсов. Изменение ставки водного налога направлено на стимулирование экологически чистого поведения и перераспределение нагрузки на граждан и организации, несущие ответственность за загрязнение водных объектов или ненадлежащую эксплуатацию водных ресурсов.
- Социально-экономические изменения. Увеличение ставки налога может способствовать более рациональному использованию водных ресурсов, стимулировать внедрение современных технологий и улучшение качества водоснабжения и водоотведения.
- Финансовые потребности государства. Изменение ставки водного налога может быть обусловлено необходимостью дополнительного финансирования государственных программ, связанных с водными ресурсами и экологией.
Установление новой ставки водного налога на 2024 год позволит достичь более сбалансированного подхода к определению налоговых ставок и содействовать экологической устойчивости и экономическому развитию страны.
Особенности налогообложения различных отраслей
Например, для сельского хозяйства может быть установлена более низкая ставка водного налога, поскольку эта отрасль имеет особое значение для обеспечения продовольственной безопасности страны. Учитывая специфику сельскохозяйственных предприятий и их повышенное потребление водных ресурсов, более низкая ставка налога может стимулировать развитие этой отрасли.
В то же время, для промышленности и тяжелой промышленности может быть установлена более высокая ставка водного налога. Это связано с тем, что эти отрасли обычно потребляют большой объем водных ресурсов и оказывают значительное воздействие на окружающую среду. Высокая ставка налога может способствовать сокращению потребления воды и внедрению более экологически чистых технологий, что поможет снизить негативное влияние промышленных предприятий на окружающую среду.
Также важно учитывать особенности других отраслей, таких как туризм, лесное хозяйство и энергетика. Например, для туристического сектора может быть установлена дифференцированная ставка водного налога в зависимости от типа туристической деятельности. В случае лесного хозяйства можно рассмотреть возможность установления льготной ставки налога для субъектов, осуществляющих устойчивое лесопользование. А в энергетической отрасли можно предусмотреть более высокую ставку водного налога для атомных и тепловых электростанций, в сравнении с возобновляемыми источниками энергии.
Таким образом, при установлении ставки водного налога на 2024 год необходимо учесть специфику различных отраслей и обеспечить справедливое и эффективное налогообложение, с учетом интересов каждой отрасли и целей национальной экономической политики.
Представление отчетности по ВН: форма не изменилась
Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2023 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.
Согласно общим правилам подачи форму KHД 1151072 можно заполнить на бумажном носителе либо в электронном виде. При заполнении вручную надлежит использовать шариковую (перьевую) ручку черного либо синего цвета. В каждой ячейке прописывается по одной букве, цифре, запятой, точке, иному значению. Сумма ВН прописывается целым числом в рублях.
Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2023 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.
Особенности калькуляции ВН на 2023 г.: основные применяемые формулы
Калькуляция ВН производится прежним порядком по стандартной общей формуле: база налога (БН) * ставка (СН) * множитель (МН). При необходимости использования дополнительного повышающего множителя ставку калькулируют с учетом его.
Применительно к конкретной ситуации стандартный порядок подсчета может несколько видоизменяться. В процессе калькуляции могут понадобиться иные формулы.
Формулы,
для целей |
применяемые калькуляции | ||
действительной ставки |
квартального ВН при заборе воды для продажи |
квартального ВН по водоснабжению населения |
квартального ВН при отсутствии измерительных приборов для забора воды |
базовая ставка * множитель | показатель объема забора воды (иное) * ставка | объем забора воды * 141 рубль. |
лимит * ставка * 1,1 |
Подсчет ВН плательщик ведет самостоятельно каждый квартал, после чего результат отображает в декларации.
Налоги — обязательные платежи, безвозмездные, носят обязательный характер.
Сборы — это платежи за определённую государственную услугу, то есть пошлины. Такая плата носит единовременный характер и носит добровольный характер ( например, госпошлина за техосмотр автомобиля, таможенные пошлины за перевозку товаров и др.).
Различия между налогом и сбором
- Налог исчисляется в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а сбор является фиксированным размером платы за услугу;
- Налог удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как сбор является свободным действием плательщика;
- Налог уплачивается на безвозмездной основе, а сбор подразумевает получение от государственных органов какой-либо информации или услуги.
- Налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом.
Налоговый кодекс – это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в РФ.
Был принят:
1 часть — в 1998 году Госдумой и Советом Федерации, вступила в силу
1 января 1999 г.
2 часть – принята в 2000 году, вступила в силу 1 января 2001 г.
Налоговый кодекс постоянно редактируется, в него вносятся поправки, отражающие современное состояние экономики в РФ.
Так, с 1 января 2003 года введены поправки:
- введён транспортный налог
- упрощённая система налогообложения
На сегодняшний день действует редакция от 15 февраля 2016 года.