Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В рамках измененного Закона № 389-ФЗ о земельном налоге с 2024 года вводится обязательная электронная отчетность для федеральных налогоплательщиков. Это означает, что они должны будут предоставлять отчеты о своей земельной деятельности в электронной форме.
Обязательная электронная отчетность
Такое нововведение связано с целью упрощения и автоматизации процесса сбора и анализа информации о земельных участках, а также снижения административной нагрузки на налогоплательщиков.
Обязательная электронная отчетность будет включать в себя следующие данные:
- Кадастровая стоимость земельных участков;
- Количество земельных участков, включая исключенные и добавленные;
- Изменения в правовых и фактических характеристиках участков;
- Информацию о льготах и иных основаниях, влияющих на налог;
- Данные об использовании земельных участков, включая информацию о наличии и амортизации объектов недвижимости на участках;
- Информацию о налогоплательщиках и их правах на землю.
В случае отсутствия изменений исключенные участки не указываются, а количество земельных участков может быть равно одному.
Периодичность предоставления отчетности будет определяться законодательством, но не может быть более одного раза в год.
В случае налоговых споров или судебных разбирательств, электронная отчетность, представленная налогоплательщиком, может служить законным основанием для защиты его прав и интересов.
Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.
Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.
Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.
Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв
- B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:
Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;
- Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
- Дeти-инвaлиды;
- Инвaлиды c дeтcтвa;
- Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
- Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
- Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
- Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
- Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.
Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.
Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.
Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa
- B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
- Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
- Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
- Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Увеличение базы налогообложения
В соответствии с новым Земельным налоговым кодексом, введенным законом № 389-ФЗ, база налогообложения земельного налога будет увеличена. Это означает, что больше участков земли будут подлежать обложению налогом.
Согласно новому закону, безвозмездное пользование землей, а также земельные участки, используемые для муниципальных нужд, будут считаться налогооблагаемыми объектами. Также будут облагаться налогом земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, такие как многоквартирные дома или здания, используемые для предоставления услуг.
Для определения налоговой базы будет использоваться информация из ПБУ и декларации о земельном налоге. В случае отсутствия данных в ПБУ или декларации, будет применяться базовая ставка налога.
Новая система налогообложения вступит в силу с 1 января 2024 года. Однако, уже сейчас стоит обратить внимание на новые требования и подготовиться к их выполнению.
Определение налоговой ставки
Определение налоговой ставки для земельного налога является одним из основных моментов налогового регулирования. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в процентах к кадастровой стоимости земельных участков.
На основе налоговой ставки производится расчет суммы земельного налога, которую должен уплатить плательщик. Налоговая ставка может быть разной для разных категорий земельных участков, в зависимости от их назначения и использования.
Определение налоговой ставки осуществляется в соответствии с законодательством и может быть изменено в ходе бюджетного процесса. Новые ставки могут быть установлены в результате принятия федеральных законов или решений органов местного самоуправления.
Установление налоговой ставки для земельного налога требует учета ряда факторов, таких как:
- категория земельного участка;
- назначение земли;
- площадь земельного участка;
- местоположение земли;
- кадастровая стоимость земельного участка.
Основные параметры, учитываемые при определении налоговой ставки, указаны в Земельном кодексе Российской Федерации и других нормативных актах. Применяемые налоговые ставки могут различаться в зависимости от субъекта Российской Федерации и уровня налогообложения.
Плательщик земельного налога должен узнать налоговую ставку для своего участка и учитывать ее при расчете суммы налога. Для этого необходимо обратиться к главе управляющей организации или в налоговую инспекцию.
Объекты для налогообложения земельным налогом включают в себя земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства, строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и других целей.
Величина зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель публикуется в ЕГРН. Какой будет налог на землю с 2023 в официальных документах обозначается уже 1 января.
Если это новый земельный участок, который образовался и официально зарегистрирован в течение года, то данные по нему нужно предоставить в ЕГРН. Комиссия сама определит реальную стоимость и базу.
Главное положительное изменение в 23 году – отсутствие официального повышения стоимости. В таком случае, все цены останутся на уровне 2022 года, если в ЕГРН не решат понизить кадастровую стоимость земельного участка.
Исключение – изменение характеристик. Например, раньше землю можно было использовать только для сельского хозяйства, а в новому году получено разрешение на коммерческое строительство. В таком случае, исходя из общих инструкций, цена будет пересмотрена, а база для начисления налога изменится.
Налог на землю — последние изменения 2023 года
- Если обнаружится, что земля используется в предпринимательской деятельности на участках ИЖС, ЛПХ, садоводства или огородничества, то:
- ставка налога будет применяться как для «прочих земель» не более 1,5%, вместо 0,3%;
- применение ограничивающего ежегодный рост земельного налога в 10% применяться не будет.
- Если сумма налога после перерасчета получилась больше уплаченных в предыдущих периодах, то сумму оплаты оставят прежней (ст. 52 НК РФ).
- Теперь рост налога ограничен 10% в год по сравнению с предыдущим. Кроме земель на которых находится долгострой (п. 17 ст. 396 НК РФ).
- Увеличился список льготников, которым положен вычет 6 соток на один земельный участок, а именно многодетным семьям имеющим трех и более детей до 18 лет.
- В случаях изменения ВРИ, категории земли, а также площади новая кадастровая стоимость теперь учитывается с момента внесения сведений в ЕГРН (ст. 391 НК РФ).
- Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.
- В расчете налога будут применены новые данные кадастровой оценки земель (не во всех регионах).
Изменение порядка определения налоговой базы
С момента принятия Закона № 389-ФЗ порядок определения налоговой базы для земельного налога изменился. Теперь налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, который используется для сельхозназначения, а также для жилищного, автостоянок и других целей.
Определение кадастровой стоимости земельного участка проводится с учетом его местоположения, назначения и характеристик. Также учитывается наличие на участке объектов недвижимости и иных сооружений.
Для физических лиц ставки земельного налога остаются неизменными в 2022-2023 годах, а с 2024 года начинают действовать новые ставки, которые будут установлены властями регионов.
Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, должны уплачивать земельный налог по установленным ставкам. Однако в некоторых случаях могут применяться льготы, которые определены в кодифицированном акте.
Для исчисления земельного налога используется формула, которая зависит от кадастровой стоимости участка и ставок налога. В случае переплаты налога, лицо имеет право на возврат переплаты или ее зачет в будущие платежи.
Отчетный период для уплаты земельного налога для физических лиц и индивидуальных предпринимателей — календарный год. Отчетными лицами являются владельцы земельных участков или лица, имеющие право на использование земли.
В случае использования земельного участка для сельхозназначения, налоговая база определяется исходя из площади и нормативной стоимости земли для сельхозназначения в регионе. Для этой категории лиц также могут применяться льготы, которые определены в кодифицированном акте.
В регионах могут быть установлены различные принципы определения налоговой базы и ставок земельного налога. Также в некоторых случаях могут быть установлены исключения и особые правила для определенных категорий лиц или видов использования земли.
Для уплаты земельного налога физическими лицами и индивидуальными предпринимателями можно воспользоваться калькулятором налога, который предоставляется налоговыми органами. Калькулятор позволяет определить размер налога на основе кадастровой стоимости участка и установленных ставок.
Когда нужно платить налоги в 2024 году?
В 2024 году сроки и правила оплаты налогов для физических лиц остаются такими же, как и в предыдущие годы. Общий срок уплаты налогов для граждан Российской Федерации за предыдущий налоговый год продлевается до 1 июля следующего года.
Однако, стоит учитывать ряд особенностей. Если вы решите воспользоваться услугами налоговых агентов или организаций, которые оказывают помощь в заполнении налоговой декларации, то вам рекомендуется сдать все необходимые документы до 1 июня 2024 года. Такой подход позволит избежать возможных задержек в обработке данных и значительно ускорит процедуру получения возможного возврата налогов или решений по начислению налоговых обязательств.
Если вы забыли или не успели заплатить налоги до июля, будьте готовы к штрафам и пеням. Кроме того, вы можете столкнуться с проверкой со стороны налоговых органов, вызванной неправильным или несвоевременным уплатой налогов.
Наказание за несвоевременную оплату налогов в 2024 году
Несвоевременная оплата налогов может привести к серьезным последствиям для физических лиц в 2024 году. Государство строго наказывает нарушителей налогового законодательства с целью поддержания бюджетной дисциплины и сбора доходов.
В случае несвоевременной оплаты налогов, налоговый орган может применить следующие меры наказания:
- Штрафные санкции: налоговый орган взыскивает с нарушителя штраф в размере определенного процента от неуплаченной суммы налогов, рассчитываемого за каждый день просрочки. Размер штрафа может достигать 30% от суммы задолженности.
- Пени: налоговый орган начисляет на неуплаченную сумму налогов пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
- Арест счетов: в случае неуплаты налогов по решению суда, налоговый орган имеет право заблокировать банковские счета нарушителя.
- Хозяйственное мероприятие: налоговый орган может запустить хозяйственное мероприятие для взыскания задолженности через принудительное изъятие имущества нарушителя.
- Уголовное преследование: в случае систематического уклонения от уплаты налогов, налоговый орган имеет право обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела против нарушителя.
Все эти меры применяются с учетом степени вины и суммы задолженности. Поэтому, рекомендуется всем физическим лицам своевременно оплачивать налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ставки земельного налога
Ставки земельного налога различаются в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также от места нахождения объекта налогообложения.
Значение ставки земельного налога может быть от 0,3 (в частности, по землям сельскохозяйственного назначения) до 1,5 (по прочим землям) процента (п. 1 ст. 394 НК РФ).
Налоговая ставка 0,3% применяется в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом (ЖФ) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к ЖФ и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК, или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Для применения пониженной ставки земельного налога в отношении земель сельскохозяйственного назначения необходимо, чтобы земельный участок:
- относился к землям сельскохозяйственного назначения в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
- использовался для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению.
В противном случае ставка устанавливается в пределах до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка (письмо Минфина России от 26 мая 2016 г. № 03-05-04-02/30117).