Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится аудит бухгалтерской отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.
В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.
Организация по старым правилам должна была провести аудиторскую проверку в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.
При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.
Аудит бухгалтерской финансовой отчетности предприятия может быть представлен следующими видами:
- Внутренний. Он выполняется непосредственными работниками компании. Для этого издается соответствующий приказ руководством. После этого включаются определенные лица компании в рабочую группу. Результаты используются только непосредственным руководителем для проверки своих работников.
- Внешний. Такая аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия выполняется только независимыми экспертами. Не допускается, чтобы они были заинтересованы в результатах. С выбранной организацией заключается официальный контракт, после чего выполняется проверка. Для этого сотрудники компании обязаны передать проверяющим все необходимые документы.
- Сплошной. Он заключается в проверке практически всей отчетности компании за длительный период времени. Такая процедура занимает достаточно много времени, поэтому если для ее выполнения приглашаются независимые эксперты, то приходится фирме уплачивать значительное количество средств за такую услугу.
- Выборочный. Такая проверка бухгалтерской отчетности обычно проводится только в отношении одного налога. Также могут выбираться документы по разным видам сборов за разные периоды времени.
- Обязательный. Он регулируется требованиями законодательства. Для некоторых компаний требуется ежегодный аудит бухгалтерской отчетности предприятия, а иначе они вынуждены уплачивать значительные штрафы. Необходима обязательная проверка для компаний, которые по окончании года должны размещать свою финансовую отчетность в открытых источниках.
- Инициативный. Он называется по-другому добровольным, поэтому инициатором выступает владелец бизнеса. Он желает убедиться, что его работники хорошо справляются со своими обязанностями, а также отсутствуют ошибки в документах. Наиболее часто в рабочую группу включаются работники разных отделов фирмы.
Независимо от вида проверки, основной целью выступает выявление ошибок и нарушений.
Когда обязательно проводится проверка?
Некоторые компании обязаны непременно пользоваться аудитом перед публикацией отчетности в открытых источниках. Поэтому аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия обязательно проводится следующими организациями:
- фирмы, у которых выручка в год превышает 400 млн руб. или стоимость активов превышает 60 млн руб.;
- организации, формирующие консолидированную отчетность;
- акционерные общества, кредитные учреждения, страховые компании или МФО;
- предприятия, чьи ценные бумаги участвуют в обороте на фондовых рынках;
- клиринговые компании или участники фондового рынка;
- государственные организации, а также корпорации, в которые вложен государственный капитал;
- иные фирмы.
Все вышеуказанные предприятия должны проводить аудит в обязательном порядке. По итогу данного процесса составляется приглашенными экспертами заключение. Оно может требоваться работниками ФНС при проверке организаций.
Проведение аудита бухгалтерской отчетности сторонними организациями является платным процессом. Конечная стоимость зависит от того, по каким тарифам работает выбранная компания. Если обращаться к независимому эксперту, то важно первоначально убедиться, что у него имеется необходимая лицензия на работу. Его услуги обычно варьируются от 5 до 10 тыс. руб.
Если же обращаться в крупные аудиторские компании, которые специализируются на тщательном исследовании и сплошных проверках, то стоимость их услуг может достигать даже 100 тыс. руб.
Конечная цена определяется только после того, как работники выбранной организации изучат фронт работы. Для этого они узнают у потенциального клиента информацию о том, в какой сфере деятельности функционирует компания, каков ее ежегодный доход, а также какое количество документов будет изучаться. На основании полученных сведений производится расчет оптимальной стоимости услуги.
Какие документы подвергают аудиторской проверке
Специалисты могут запросить самую разную отчётность и документацию. Объём сведений зависит от задач аудиторской экспертизы.
Стандартно, аудиторы проверяют:
- бухгалтерские отчёты;
- налоговые декларации;
- уставную документацию;
- ведомости о проведении инвентаризаций;
- договоры;
- банковские выписки;
- авансовые отчёты;
- первичные документы;
- графики и расписания;
- кадровые документы и т.д.
Стандарты и нормативные документы аудиторской деятельности
Деятельность аудиторских контор строго регулируется со стороны законодательства. Ниже рассмотрим четырехуровневую систему нормативных документов.
Документы 1-го уровня:
- Указы Президента России;
- Постановления Правительства России;
- Законодательные акты РФ.
Документы 2-го уровня:
- Федеральные стандарты (правила) РФ с едиными требованиями к порядку ведения аудиторской деятельности, оценке качества и оформлению аудита и сопутствующих услуг, порядку подготовки специалистов и оценки их квалификации. 11 правил первой и второй очереди утверждены Правительством России и являются обязательными.
Документы 3-го уровня:
- Внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений;
- Нормативные акты отдельных ведомств и министерств РФ по осуществлению и организации аудита.
Документы 4-го уровня:
- Собственные стандарты аудиторских фирм или индивидуальных аудиторов, которые разрабатываются с учетом своей практики и нормативных актов предыдущих трех уровней.
Заключительный этап и отчетность
Заключительный этап аудиторской проверки является общей частью всего процесса и впервые участие в нем принимает аудитор. Влияют на данный этап все предыдущие задания, начиная с сбора информации и заканчивая выполнением этических требований.
Процесс выполнения задания на заключительном этапе начинается с общего планирования и подготовки. В рамках подготовки аудитор должен ознакомиться со всей предварительной информацией о клиенте, включая его программу и стратегию. Также необходимо воспользоваться информационными ресурсами для изучения ситуации в рамках проведения аудита.
В дальнейшем аудитор должен определить требования и задания, которые он будет выполнять на данном этапе. Это может быть проверка эффективности контрольных процедур, проведение обзорной проверки или взаимодействие с другими сотрудниками для получения необходимой информации.
После определения заданий, они заносятся в рабочие документы аудитора. Далее, в соответствии с принятыми стратегией и требованиями, аудитор приступает к их выполнению. В процессе выполнения аудитор должен учитывать влияние взаимодействия с клиентом на проверку и обеспечить контроль соблюдения этических требований.
После выполнения заданий на заключительном этапе аудитор переходит к составлению отчетности. В отчете аудитора содержится информация о выполненных заданиях, общей стратегии и концепции аудита, а также о результатах проверки и выявленных рисках. Отчетность должна соответствовать требованиям и быть представлена в понятной форме для клиента.
В конце данного этапа аудитор представляет отчет клиенту, который может быть использован им для принятия решений и улучшения своих процедур контроля. Проверка может продолжаться в случае необходимости дополнительных процедур или исправления выявленных недостатков.
Как выбрать аудиторскую компанию для проведения обязательного аудита?
Выбирая аудиторскую компанию, следует, прежде всего, отдавать предпочтение тем аудиторам, кто проводит проверки не формально, а глубоко погружаясь в бизнес заказчика с целью выявить точки роста компании.
Действительно, обязательный внешний аудит – это инвестиции, которые непременно дадут дивиденды в виде:
- независимого мнения о состоянии учета и отчетности,
- обнаружения потенциальных угроз и рисков с возможностью последующего устранения прежде, чем о них узнает ИФНС,
- выявления ресурсов, например, неоправданной переплаты налогов и сборов, неиспользование преференций и льгот,
- получение экспертного опыта от сотрудников компании-аудитора, что позволяет сократить расходы и трудозатраты в будущем.
Результаты бухгалтерского аудита
Как мы уже говорили выше, по результатам аудита составляется отчет и формируется заключение. Форма предоставления информации и ее получатели обязательно указываются в договоре при заключении. Отчет – это письменный документ конфиденциального характера.
Обычно аудитор в отчете:
- описывает методики, использованные в ходе бухгалтерского аудита;
- рекомендует внести те или иные изменения в учетную политику с целью повлиять на финансовую отчетность компании;
- рекомендует скорректировать отчетность фирмы, предлагая конкретные решения;
- обращает внимание руководства на другие важные нюансы (это может быть неправильная организация внутреннего контроля, примеры необоснованных действий руководящего состава).
Требования к составлению бухгалтерской отчётности
Формы бухотчетности составляются по рекомендациям, принятым Госкомстатом и Министерством финансов РФ. Впоследствии данные в них могут использоваться как для анализа внутри фирмы, так и для оценивания эффективности ее работы сторонними пользователями. Поэтому отчеты должны быть доподлинными, своевременными и отвечать таким требованиям:
- содержать последовательную, нейтральную и непрерывную информацию;
- не допускается создание скрытых резервов;
- заполнять следует только графы и бланки документации, непосредственно касающиеся работы компании;
- при недостаточности данных, необходимых для получения представления о деятельности фирмы, это указывается в отчетах в форме дополнительных пояснений;
- важно соблюдать отчетный период;
- в документах должны присутствовать сведения, которые позволяют сравнить представленные данные с этими же показателями за минувшие периоды.
Чтобы полностью соблюсти порядок составления бухгалтерской отчетности, все существенные показатели следует приводить обособленно. В отдельных случаях их можно указывать общей суммой, но раскрывая в пояснениях по балансу и прибыли/убыткам.
Согласно законодательству, все предприятия, за исключением бюджетных, должны предоставлять годовые отчеты налоговым органам, Госстату, учредителям, собственникам и участникам организации. Документация в налоговую инспекцию и органы Госстатистики предъявляется в течение 90 дней после того, как закончился отчетный год. Кроме того, БО сдается ежеквартально (на протяжении 30 дней по завершению квартала), если иное не предусмотрено законом.
Годовым отчетным периодом является промежуток с 1.01 по 31.12. Если компания была создана в середине года, то отчетный период отсчитывается от дня ее внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Датой предъявления документов считается день их фактической сдачи или дата отправления, указанная на заказном письме – если они передаются по почте. В том случае, когда передача производится в выходной, сроком предъявления считают день, следующий за нерабочим. Нужно учитывать, что несоблюдение сроков предоставления отчетов в ИФСН может повлечь за собой штрафные санкции.
Если предприятие владеет зависимыми или дочерними фирмами, помимо обычного отчета, необходимо предоставить сводную БО, иллюстрирующую результаты деятельности этих подразделений. Для унитарных предприятий и акционерных обществ, акций которых частично находятся в федеральной собственности, предусмотрены следующие сроки сдачи годовой сводной документации:
- до 25.04 – для унитарных организаций;
- до 1.08 – для АО.
Отдельные виды компаний, такие как банковские учреждения, страховые организации, фондовые биржи, обязаны опубликовать БО в открытых источниках информации не позже 1 июня того года, который идет за отчетным периодом. Согласно порядку составления отчетности, предусмотренному Приказом Минфина №101, отчеты акционерных обществ публикуются только после проведения аудиторской проверки и утверждения документов на собрании акционеров.
Публичность бухгалтерских данных – критерий, который является актуальным для многих заинтересованных пользователей, например:
- спонсоров;
- банков, которые предоставляют кредит фирме;
- инвесторов;
- партнеров и других контрагентов, с которыми организация тесно сотрудничает;
- представителей городской или районной администрации.
На основании опубликованных сведений все вышеуказанные пользователи могут адекватно оценить финансовую деятельность компании, целесообразность покупки ее активов, а также принять во внимание возможные риски, которые могут возникнуть при осуществлении инвестиций.
Чем руководствоваться при определении времени для организации обязательного аудита
Период, на который распространяется проведение обязательного аудита, составляет, как правило, один календарный год. Договор определяет конкретные даты начала и окончания обязательного аудита финансовой деятельности предприятия на основе проверки документов бухгалтерской отчетности, но, как правило, все работы по составлению аудиторского заключения должны быть выполнены и переданы в контролирующий орган власти до конца года, следующего за отчетным (31 декабря текущего года).
Продолжительность проведения аудиторской проверки связана и с объемом предполагаемых работ, который предварительно определяется аудитором. Весь период работы аудиторов может быть разбит на 2 этапа. Сами аудиторы не все время прохождения проверки находятся на предприятии. Как правило, они собирают необходимую информацию, проводят опросы сотрудников и др. Аналитическую работу проводят на своих рабочих местах. Могут высылать дополнительные запросы на предоставление недостающих данных.
Размеры проверяемой организации также существенно влияют на продолжительность аудиторской проверки. Чем меньше организация, тем, соответственно, меньше времени потребуется для работы аудиторов. В таких случаях проверка может проходить в один этап и заключение аудиторов предприятие может получить через 5-10 дней. Ускорить прохождение аудита возможно оперативностью и полнотой предоставляемой информации со стороны организации.
В отношении акционерных обществ в текущем 2023 году они должны до 3 апреля раскрыть информацию обязательной аудиторской проверки.
При определении продолжительности и сроков проведения обязательного аудита следует также руководствоваться действующими законодательными нормами по предоставлению отчетности предприятия в органы контроля.
Важно! Результаты проведение обязательного аудита подлежит раскрытию в течение 3-х дней с момента получения заключения от аудиторской фирмы.
Какие изменения произошли при проведении обязательного аудита в 2023 году
До 2023г. в ФЗ об аудиторской деятельности существовал термин аудиторской тайны. Он подразумевал, что информация, полученная аудиторами в ходе проверки, открыта только для сторон-участниц договора на оказание аудиторских услуг, т.е. закрыта для иных лиц, организаций и т.д. С текущего года сущность этого понятия несколько изменилась в связи с новой статьей НК РФ 93.2, дающей право сотрудникам налоговой службы требовать у аудиторов данные, полученные в ходе проверки.
Налоговики предполагают воспользоваться этим правом, если предприятие отказывает им в предоставлении интересующей их информации о финансовых активах фирмы. В таком случае инспекция налоговой службы правомочна запросить информацию у аудиторов и получить ответ в десятидневный срок.
В случае проведения обязательного аудита основная цель аудиторской проверки – получение аудиторского заключения и предоставление его заинтересованным лицам, а также направление этого документа в контролирующие и надзорные органы. Данное заключение будет являться подтверждением достоверности прилагаемых бухгалтерских документов.
Когда аудит инициирован самой компанией, его проводят ради выполнения задач, поставленных руководством или собственником аудируемой организации. Например:
- проверка достоверности финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности;
- задачей может быть выявление возможных фактов злоупотребления руководящими сотрудниками компании;
- инициативный аудит может быть проведен для оценки учетной политики на предмет актуальности;
- целью такого аудита может стать анализ договоров на предмет гражданско-правовых и налоговых рисков;
- еще одна возможная задача – анализ кредиторской и дебиторской задолженности, всех денежных потоков, а также выявление причин недополучения денежных средств;
- кроме того, в ходе инициативного аудита можно проверить наличие налоговых рисков и снизить их до минимума, провести анализ резервов и получить рекомендации по их улучшению.