ЕАЭС 2023: страны-участницы, структура, функции, цели, Таможенный союз

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕАЭС 2023: страны-участницы, структура, функции, цели, Таможенный союз». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия

Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.

Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.

Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.

Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.

Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.

Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.

Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.

Анализ деятельности ТС

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, но сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, но после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда. Тем не менее существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза занимала Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями. Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле. Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, притом что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями республики не получен доступ к программам России по импортозамещению. Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях. Хотя посты таможенников на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Тот, кто пересекает границу, не знает, входит или нет Киргизия в Таможенный союз, — пограничный контроль сохранился, но нет контроля за перемещением продукции, так как это государство является членом ТС.

Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси. На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это вытекает из снижения оборота товаров внутри единого экономического пространства. Отсутствуют какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать со временем до подписания соглашений. Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретает относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри ТС.

Читайте также:  Ветеран труда в тверской области какие льготы и доплаты к пенсии

Методы распределения таможенных пошлин среди стран свидетельствуют о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан — тех стран, кто входит в Таможенный союз с Россией в 2021 году. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Экономические эффекты

Таможенный союз зародился в Европе и является одной из организационных форм экономической интеграции . Таможенный союз имеет два экономических эффекта: статический и динамический.

Статический эффект

Есть эффекты создания торговли и эффекты отклонения торговли. Эффект создания торговли относится к выгодам, создаваемым продуктами отечественного производства с более высокими производственными затратами для производства стран таможенного союза с более низкими затратами. Эффект отклонения торговли относится к убыткам, возникающим при импорте продукта из страны, не являющейся членом, с более низкими производственными затратами, в страну-член с более высокой стоимостью. Это цена вступления в Таможенный союз. Когда эффект создания торговли превышает трансфертный эффект, совокупный эффект от присоединения к Таможенному союзу для стран-членов представляет собой чистую прибыль, что означает повышение уровня экономического благосостояния стран-членов; в противном случае это чистый убыток и снижение уровня экономического благосостояния.

Эффект создания торговли обычно рассматривается как положительный эффект. Это связано с тем, что себестоимость внутреннего производства в стране А выше, чем стоимость производства страны А, импортируемой из страны Б. Таможенный союз заставил страну А отказаться от внутреннего производства некоторых товаров и заменить его на страну Б для производства этих товаров. . В мировом масштабе такое преобразование производства повышает эффективность распределения ресурсов .

Таможенная территория и особенности управления

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.

Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.

В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.

Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.

Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.

Грузия: ожидаемый вход в Таможенный союз в 2024 году

В 2024 году Грузия планирует присоединиться к Таможенному союзу. Это событие будет ознаменовать новую эру в экономическом сотрудничестве между Россией, Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией.

Вступление Грузии в Таможенный союз позволит укрепить торговые связи между странами-участниками. Грузия, имея благоприятное положение на пересечении Европы и Азии, сможет стать мощным торговым партнером.

Ожидается, что вступление Грузии в Таможенный союз принесет значительные экономические выгоды. Облегчение таможенных процедур и снижение торговых барьеров позволят увеличить объемы торговли и создать новые возможности для развития бизнеса.

В то же время, Грузия будет обязана присоединиться к общей торговой политике, следовать общим правилам и стандартам Таможенного союза. Это может потребовать некоторых адаптаций в грузинской экономике и правовой системе.

Читайте также:  Со скольки лет можно ездить на мотоцикле

Планируемый вход Грузии в Таможенный союз является важным шагом в развитии региональной экономической интеграции. Он способствует укреплению сотрудничества и создает новые возможности для экономического роста всех участников.

Политические аспекты Таможенного союза 2024

Создание Таможенного союза 2024 также имеет целью укрепление геополитической позиции участников на мировой арене. Объединение стран позволяет им выступать с единой позицией по вопросам международной торговли, что увеличивает их влияние при переговорах с другими государствами и международными организациями.

В рамках Таможенного союза 2024 также проводятся политические консультации и встречи высокого уровня, которые способствуют развитию доверия и сотрудничества между участниками. Это помогает странам продвигать свои интересы, а также находить компромиссы и решать спорные вопросы.

Одним из политических аспектов Таможенного союза 2024 является также установление единственного представительства для внешней торговли. Участники объединения могут выступать совместно на мировом рынке, что позволяет им повысить конкурентоспособность и снизить стоимость экспорта и импорта.

Таможенный союз 2024 также способствует укреплению политической стабильности в регионе. Создание единой таможенной территории и принятие общих правил и регламентов помогает снизить вероятность конфликтов и споров между участниками, а также обеспечить гарантии прозрачности и недискриминации при проведении внешней торговли.

  • Укрепление политического диалога между странами-участницами;
  • Увеличение геополитического влияния на международной арене;
  • Развитие доверия и сотрудничества между участниками;
  • Установление единого представительства для внешней торговли;
  • Снижение вероятности конфликтов и споров между участниками;
  • Обеспечение гарантий прозрачности и недискриминации.

Интеграционные процессы в Таможенном союзе 2024

В рамках интеграционных процессов Таможенного союза 2024 осуществляется постепенное снижение таможенных пошлин и препятствий для перемещения товаров между странами-участницами. Это позволяет упростить процессы торговли, расширить выбор товаров на рынке и повысить конкурентоспособность предприятий.

Одним из важных аспектов интеграционных процессов является гармонизация стандартов и технических требований к товарам. Это позволяет установить общие правила качества и безопасности товаров, что способствует защите прав потребителей и облегчает торговлю на внутреннем рынке Таможенного союза.

Кроме того, Таможенный союз 2024 разрабатывает и внедряет общие правила конкуренции и защиты интеллектуальной собственности. Это способствует борьбе с недобросовестной конкуренцией и создает условия для инновационного развития предпринимательства в странах-участницах.

Таможенный союз 2024 также активно разрабатывает и внедряет общую миграционную политику. Это позволяет облегчить трудовую миграцию между странами-участницами, создавая условия для привлечения высококвалифицированных работников и развития совместных проектов в различных отраслях экономики.

Интеграционные процессы в Таможенном союзе 2024 являются важным шагом к созданию единого экономического пространства, которое будет способствовать устойчивому экономическому развитию и повышению благосостояния населения в странах-участницах.

Основная цель создания общего таможенного пространства – достижение социально-экономического прогресса. Работы были направлены на упрощение товарооборота, совершенствование конкурентных условий у хозяйственных субъектов стран-участников ТС. Эти действия должны были привести к увеличению рынка, где страны Союза имели бы возможность реализовывать выпускаемые ими товары и услуги.

Чтобы этого добиться, предполагалось:

  • отменить внутренние таможенные платежи, что привело бы к снижению стоимости продукции, которая производится участниками Союза;
  • ускорить оборачиваемость товаров внутри ТС по причине отмены таможенной проверки и оформления;
  • принять общие требования по санитарии и эпидемиологии, безопасные стандарты на услуги и продукцию, признать общую для всех силу результатов испытаний, проведенных в одной из стран-участников.

Список стран, участвующих в Таможенном союзе на 2024 год

Таможенный союз создан с целью облегчения торговых операций и установления единой торговой политики между государствами-участниками. В настоящее время Таможенный союз включает следующие страны:

Страна Год вступления в Таможенный союз
Россия 2010
Беларусь 2010
Казахстан 2010
Армения 2015
Киргизия 2015

Таможенный союз — это важная интеграционная организация, объединяющая несколько стран. Он способствует развитию экономики, укреплению торговых отношений и улучшению условий жизни населения стран-участниц.

Это:

  • Таможенный союз – соглашение, по которому участники могут снизить или вовсе убрать таможенные пошлины за перевозку товаров. Цель создания – единое комфортное таможенное пространство.
  • Основная цель – увеличение товарооборота между участниками, защита рынков каждой державы, выпуск конкурентоспособных товаров.
  • Первое соглашение между Россией, Белоруссией и Казахстаном были подписаны в 1995 году.
  • В 2020 году 5 государств входит в ЕАЭС. Изъявляли желание на присоединение Тунис, Узбекистан, Сирия.
  • Одновременно действует Зона Свободной Торговли. Сюда входит дополнительно входит Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  • До сих пор много противоречий между странами – участниками. Основная причина – различие национальных интересов. Не каждый участник выполняет нормы ранее подписанных договоров.

Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.

Читайте также:  Возврат обоев в магазин по закону в 2023 году: сроки и правила возврата

Эти территории относятся к национальной территории отдельных государств-членов ЕС, но не являются частью таможенной территории ЕС, и положения, которые применяются к въезду из стран, не входящих в ЕС, также применяются к ним.

  • Бюзинген-ам-Хохрайн
  • Гельголанд
  • Фарерские острова
  • Гренландия
  • Сен-Пьер и Микелон, Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, Французские южные и антарктические земли
  • Ливиньо и Кампионе д`Италия, включая часть озера Лугано между Понте Треза и Порто Черезио
  • Аруба, Бонэйр, Кюрасао, Саба, Синт-Эстатиус, Синт-Мартен
  • Сеута и Мелилья
  • северная (турецкая) часть Кипра, которая не контролируется правительством Кипра
  • Гибралтар

Ниже перечислены территории таможенного союза ЕС, которые не являются частью территории его акцизного сбора или НДС (VAT). При въезде в ЕС из этих зон применяются те же одобренные таможней режимы, что и при въезде из стран, не входящих в ЕС.

  • Британские Нормандские острова
  • Французские заморские департаменты (Мартиника, Майотта, Гваделупа, Реюньон и Французская Гвиана)
  • Канарские острова
  • Аландские острова
  • Гора Афон в Греции

Направления деятельности и условия вступления

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.

Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.

ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.

Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.

В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.

Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.

Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.

Единый Таможенный союз в том виде, в каком он был основан в 1995 году Россией, Казахстаном и Белоруссией, явился по сути первой успешной попыткой создать хоть какое-то объединение постсоветских стран после нескольких провальных. Залог успеха заключался в том, что при его учреждении были оставлены претензии на глобальное экономическое объединение. Осталась лишь базовая идея “торговли без границ”, которая позднее оформилась в принцип четырех свобод: торговли, рабочей силы, капитала и услуг. На территории Таможенного союза в первую очередь были отменены таможенные пошлины. Это и послужило толчком к развитию безбарьерных торговых отношений.

Изначально членство в Евразийском экономическом сообществе, предшественнике ЕАЭС, не означало обязательное участие в Таможенном союзе. С 2015 года все изменилось: после создания Евразийского экономического союза страны, входящие в его состав, автоматически принадлежат и к ТС.

Входит ли в Таможенный союз с Россией

Президент Ш. Мирзиеев объявил широкой общественности: «Знайте, что с политической точки зрения никто не отдаст нашу независимость, это в ваших руках и в руках президента, которому доверился народ». Данное высказывание имеет вес в качестве ответа на вопрос об уточнении статуса Узбекистана в рамках ЕАЭС на текущий момент.

Таможенный союз комплектовался без участия Узбекистана и ранее. А конкретно из трех стран (России, Белоруссии и Казахстана), входящих в Евразэс. Поэтому выступал объединением именовавшимся, как ТС Евразэс.

Сейчас в этот союз по режиму таможни включены:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, то он сможет претендовать и на участие в Таможенном Союзе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *