Учёт договоров строительного подряда — практика применения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учёт договоров строительного подряда — практика применения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 2020 года в ПБУ 18/02 скорректирован перечень случаев, в которых образуются временные разницы. Сразу скажем, что ранее это были отдельные перечни случаев, в которых образуются вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы.

Постоянные разницы (ПР) – это доходы (расходы), которые влияют на формирование бухгалтерской прибыли (убытка), но не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (НП) как отчетного, так и последующих отчетных периодов. Сюда относятся всевозможные добровольные отчисления в различные фонды, пожертвования, подарки.

Также это доходы (расходы), которые учитываются при определении налоговой базы по НП отчетного периода, но не признаются для целей бухучета доходами (расходами), как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Пример.

В рамках трансфертного ценообразования налогоплательщик доначисляет какие-то доходы или расходы до рыночных цен. Его контрагент является взаимозависимым лицом, причем в бухучете все остается без всяких корректировок на основании первичных документов.

Помимо этого, ПР – это расходы, которые учитываются при формировании финансового результата в БУ в полном объеме, а для целей НУ нормируются: расходы на рекламу, представительские расходы, расходы на добровольное медицинское страхование.

В том отчетном периоде, когда возникают постоянные разницы, формируются постоянные налоговые активы (ПНА) и постоянные налоговые обязательства (ПНО).

ПНО и ПНА исчисляются как произведение постоянных разниц и ставки налога на прибыль, действующей на отчетную дату.

ПНО – это сумма налога, которая приводит к увеличению платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Проводка, позволяющая начислить ПНО: Д 99.02.3 К 68.04.2.

Обратной проводкой начисляется ПНА: Д 68.04.2 К 99.02.3. Это сумма налога, уменьшающая налог на прибыль.

Хронология работы Минфина над ФСБУ.

Разработка изменений в действующие положения о бухучете и разработка новых федеральных стандартов началась довольно давно и регламентировалась множеством приказов Минфина.

В 2023 году действует Приказ Минфина России от 22.02.2022 № 23н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2022 — 2026 гг.». Ранее программа утверждалась приказом № 83н на 2019-2021 годы, приказом № 83н на 2018 — 2020 годы, приказом № 85н на 2017 — 2019 годы, приказом № 70 на 2016 — 2018 годы.

Какие ПБУ действуют в 2023 году:

  1. ПБУ 7/98 о порядке отражения в бухучете событий после отчетной даты,
  2. ПБУ 4/99 об основах бухгалтерской отчетности юридических лиц,
  3. ПБУ 9/99 о порядке отражения доходов в бухучете организаций,
  4. ПБУ 10/99 о порядке отражения расходов в бухучете юридических лиц,
  5. ПБУ 13/2000 об отражении в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим компаниям,
  6. ПБУ 16/02 о раскрытии сведений по прекращаемой деятельности,
  7. ПБУ 17/02 об отражении сведений о расходах на научные исследования,
  8. ПБУ 18/02 о правилах отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль,
  9. ПБУ 19/02 о правилах отражения финансовых вложений в бухучете,
  10. ПБУ 20/03 о правилах отражения сведений об участии в совместной деятельности,
  11. ПБУ 3/2006 об отражении в бухучете сведений об активах и пассивах в иностранной валюте,
  12. ПБУ 1/2008 о формировании учетной политики,
  13. ПБУ 2/2008 о правилах раскрытия сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков),
  14. ПБУ 11/2008 о раскрытии сведений о связанных сторонах,
  15. ПБУ 15/2008 об отражении в бухучете сведений о расходах по кредитам и займам,
  16. ПБУ 21/2008 о раскрытии сведения об изменении оценочных значений,
  17. ПБУ 8/2010 об отражении оценочных и условных обязательств, а также условных активов в бухучете,
  18. ПБУ 12/2010 о порядке отражения сведений по сегментам,
  19. ПБУ 22/2010 о порядке корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете,
  20. ПБУ 23/2011 о правилах составления отчета о движении денежных средств,
  21. ПБУ 24/2011 о порядке отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов,
  22. ПБУ 14/2007 о правилах отражения нематериальных активов в бухучете. Действует до 2024 года, однако ему на смену пришел ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», который можно применять уже в 2023 году.

Какие ФСБУ действуют в 2023 году:

  1. Бухгалтерский учет аренды (25/2018)

    № 208н от 16.10.2018, начал применяться с 2022 г.

  2. Запасы (5/2019)

    № 180н от 15.11.2019, начал применяться с 2021 г. Стандарт заменил ПБУ 5/01.

  3. Основные средства (6/2020)

    № 204н от 17.09.2020, начал применяться с 2022 г. Стандарт заменил ПБУ 6/01.

  4. Капитальные вложения (26/2020)

    № 204н от 17.09.2020, начал применяться с 2022 г. Стандарт заменил ПБУ 6/01.

  5. Документы и документооборот в бухгалтерском учете (27/2021)

    № 62н от 16.04.2021, начал применяться с 2022 г.

  6. Нематериальные активы (14/2022)

    № 86н. от 30.05.2022 г. Стандарт заменит ПБУ 14/2007. Обязательно применение нового ФСБУ с 2024 года, однако данный стандарт бухучета можно применять досрочно — с 2023 года.

Зачем понадобилась новая редакция ПБУ 18/02

Как и прежде, приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н утверждено положение по бухгалтерскому учету под названием «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Сокращённо – ПБУ 18/02.

Но с 2020 года этот документ действует в новой редакции: изменения о новшества в него внёс приказа Минфина от 20.11.2018 № 236н.

Основная цель почти всех изменений в бухучете расчетов по налогу на прибыль с 2020 года – привести правила бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ними объектов бухучета в соответствие с МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Он введен в действие на территории России приказом Минфина от 28 декабря 2015 г. № 217н.

С 2020 года необходимо по новым правилам ПБУ 18/02 рассчитывать и отражать в бухучете:

  • временные разницы;
  • постоянные разницы;
  • чистую прибыль.

Сразу скажем, изменения в ПБУ 18/02 повлияли и на формы бухгалтерской отчетности. Соответствующие поправки в них внёс приказ Минфина от 19.04.2019 № 61н.

Зачем нужно ПБУ 18/02?

Типичные, но неверные ответы на вопрос «Зачем нужно ПБУ 18»:

  • для уплаты налога на прибыль в бюджет
  • грамотное применение ПБУ позволяет сэкономить на налоге на прибыль
  • можно не вести НУ, если применяется этот стандарт
  • отложенное налоговое обязательство — это сумма, которую налоговая заставит заплатить в будущем
  • неверный расчет постоянного налогового актива увеличивает базу по налогу на прибыль

А теперь правильный ответ — ПБУ 18/02 это бухгалтерский стандарт и он никак не влияет на налоговый учет и сумму налога, вот прям абсолютно никак не влияет.

Цель этого стандарта — определить порядок учета налога на прибыль. Главный вопрос состоит в том, как учитывать последствия:

  • будущего возмещения стоимости активов, которые признаны в отчете о финансовом положении организации
  • событий текущего периода, признанных в финансовой отчетности организации

Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица

Что изменилось Как применять С какой даты действует, основание
Единый налоговый платеж
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт

Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени.

Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП.

С 1 января 2023 года.

П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо.

С 1 января 2023 года.

П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты.

С 1 января 2023 года.

Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам

Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр.

Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС.

Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке.

С 1 января 2023 года.

П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Защита капиталовложений
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)

Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:

  • налога на прибыль;
  • налога на имущество;
  • земельного налога.

В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете.

ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика).

Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092).

В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют.

Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта.

С 1 января 2023 года.

Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ

Налог на прибыль
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога

Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:

  • за отчётные периоды — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным;
  • за налоговый период — не позднее 25 марта 2024 года.

Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года

С 1 января 2023 года.

п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства

Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц.

С 1 января 2023 года.

Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ

Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний

Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:

  • акции относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг;
  • являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

С 1 января 2023 года.

Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ

Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации

Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:

  • основным средствам, которые на дату ввода в эксплуатацию включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
  • НМА в виде компьютерной программы ЭВМ и базы данных. За исключением активов, для которых срок полезного использования организация установила самостоятельно.

С 1 января 2023 года.

п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ.

Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5

При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:

  • основным средствам и НМА на программы для ЭВМ и базы данных, которые относятся к сфере искусственного интеллекта;
  • затратам на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, которые относятся к сфере искусственного интеллекта.

Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных.

С 1 января 2023 года.

п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ

Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет

Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных.

С 1 января 2023 года.

подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ

НДС
Изменили срок уплаты НДС в бюджет

Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК

Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки.

Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС.

Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС.

До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных

В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:

  • племенного крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей;
  • эмбрионов, полученных от этих животных;
  • спермы, полученной от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов;
  • племенной птицы (племенного яйца).

Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы.

Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов.

С 1 января 2023 года.

Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ

Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК

В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства.

Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата).

Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов.

С 1 января 2023 года.

Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ

Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа

В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%.

Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке.

С 1 января 2023 года.

Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Акцизы
Установили ставки акцизов на 2025 год

Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт.

При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.).

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ

НДДДУС
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС)

Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям.

Кроме того:

  • обновили отдельные требования к участку недр в целях признания дохода от добычи объектом налогообложения по НДДДУС;
  • скорректировали перечень фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр, связанных с производством и реализацией;
  • изменили правила определения расчётной выручки за календарный месяц от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр.

Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года.

С 1 января 2023 года.

Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ

Налог на имущество
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год

Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года.

Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик.

Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022).

С 1 января 2023 года.

П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ

Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости

Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога.

Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили.

Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке.

Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость.

С 1 января 2023 года.

Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667

Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество

Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости.

Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451).

С 1 января 2023 года.

Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ

Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество

Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:

  • уточнили порядок заполнения разделов 1-3 декларации;
  • добавили новые коды налоговых льгот на федеральной территории «Сириус»;
  • исключили коды льгот, которые действовали в 2020 году из-за коронавируса.

Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке.

С 1 января 2023 года.

Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739

Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога

Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК).

С 1 января 2023 года.

Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247

УСН
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации

Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта.

Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля

С 1 января 2023 года.

П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН

Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу.

С 1 января 2023 года.

П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ

ЕСХН
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года

Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта.

Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля.

С 1 января 2023 года.

П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Патент ИП
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте

ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями.

С 1 января 2023 года.

П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ

Путевой лист
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах

Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге.

В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты.

С 1 января 2023 года.

Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ

Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа

Путевой лист должен содержать следующие сведения:

  • о сроке действия путевого листа;
  • лице, оформившем путевой лист;
  • транспортном средстве;
  • водителе (водителях) транспортного средства;
  • виде перевозки;
  • виде сообщения.

Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель.

С 1 января 2023 года.

Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ

Кадры
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью

При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования.

Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека.

От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда.

С 1 января 2023 года.

Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ

Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников

Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ

Читайте также:  Вторая группа инвалидности рабочая или нет

Об организациях на спецрежимах налогообложения

Спецрежимы (упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог) добровольны и могут применяться при выполнении определенных требований или для некоторых видов деятельности.

Однако условия применения спецрежима, к примеру упрощенки, могут в какой-либо момент перестать выполняться, и организация утратит право на его применение и станет обязанной работать с ПБУ 18/02.

Кроме того, некоторые спецрежимы совместимы с обычной системой налогообложения. Например, организация может вести разные виды деятельности, облагаемые в обычном порядке налогом на прибыль и облагаемые единым налогом с вмененного дохода. Тогда для деятельности, облагаемой налогом на прибыль, будут формироваться показатели по ПБУ 18/02, а по другому виду деятельности их не будет. В таком случае важно вести учет доходов и расходов раздельно.

Какие ПБУ могут не применять малые предприятия

Малые предприятия полностью освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ:

  1. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов;
  2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без специальных корректировок;
  3. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2). При отказе в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства;
  4. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1). При отказе в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности;
  5. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3). При отказе в годовой отчетности не нужно отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы.
Читайте также:  Какую пенсию получают участники боевых действий в чечне

Субъекты, которые вправе вести упрощенный бухгалтерский учет (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), из правил, установленных другими ПБУ и ФСБУ, вправе выбирать те положения, которые предусматривают послабления, предусмотренные для них этими документами.

  1. Применение ПБУ 18/02: кто обязан применять, кто может не применять ПБУ. Варианты применения ПБУ 18/02: затратный метод или метод отсрочки.
  2. Основные правила для применения ПБУ 18/02 в 2020 году: изменение определения временных разниц, новые виды и случаи определения временных разниц; Когда возникают временные разницы, отложенные налоговые активы (обязательства) и как они отражаются в бухучете
  3. Изменение определения постоянных разниц, новые термины, применяемые в отношении постоянных разниц.Когда возникают постоянные разницы, постоянные налоговые расходы (доходы) и как они отражаются в бухучете
  4. Введение показателя, характеризующего изменение экономических выгод организации в связи с налогообложением прибыли: «Расход по налогу на прибыль»
  5. Порядок определения текущего налога на прибыль
  6. Способы определения текущего налога на прибыль, отражение выбора в учетной политике организации.
  7. Заполнение показателей Отчета о финансовых результатах при применении ПБУ 18/02.
  8. Взаимоувязка показателей отчета о финансовых результатах и декларации по налогу на прибыль
  9. Разбор конкретных ситуаций и примеры отражения показателей ПБУ 18/02 при применении разных правил в бухгалтерском и налоговом учете.
  10. Практические рекомендации БМЦ: Рекомендация Р-109/2019-КпР «Регистр учета временных разниц»
  11. Рекомендация БМЦ: Р-110/2019-КпР «Переход на новый порядок учета налога на прибыль с 2020 года»

Все ПБУ по бухучету на 2021-2022 годы — перечень

Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Читайте также:  Грин карт DV 2025. Как заполнить анкету участника. Подробная инструкция

№ п/п

Название проекта ПБУ

Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения

Разработка новых федеральных стандартов

1.1

Запасы

2021

1.2

Нематериальные активы

2021

1.3

ОС

2021

1.4

Незавершенные капвложения

2021

1.5

Документы и документооборот

2021

1.6

Некоммерческая деятельность

2021

1.7

Бухгалтерская отчетность

2021

1.8

Доходы

2022

1.9

Участие в зависимых организациях и совместная деятельность

2022

1.10

Финансовые инструменты

2022

1.11

Долговые затраты

2022

1.12

Расходы

2023

Порядок отражения в бухучете сведений о различных фактах и результатах хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов регламентируется отдельными источниками права — ПБУ. Со временем они будут заменяться новыми бухгалтерскими НПА — федеральными стандартами.

С 2021 года компании должны учитывать запасы по новым правилам

В 2021 году законодатели внесли изменения в положение. С 1 января 2021 года можно будет применять ПБУ 18/02 в новой редакции, хотя обязательной она станет только с 2021 года. Документ обновил Минфин приказом от 20.11.2021 № 236. В таблице ниже рассмотрим каждое изменение более детально:

Какой пункт был изменен Характер изменений
1 Исключили абзац с описанием возможности отражения в регламентированной отчетности различий в размере налога рассчитанной по правилам БУ и НУ
3 Добавили абзац с информацией по определению временных и постоянных разниц участниками консолидированной группы налогоплательщиков
7 Изменили наименование постоянных налоговых активов (обязательств). С 2021 года они будут называться “постоянный налоговый доход (расход)”
8 Уточнили понятие временных разниц
11 Добавили информацию по формированию налогооблагаемых разниц, а также расширен перечь подобных операций
14 Включили в алгоритм определения отложенных активов и обязательств правило для участников КГН
20 Дополнили определением величины расходов по налогу и размер отложенного обязательного платежа
24 Уточнили порядок раскрытия информации в отчете о финансовых результатах
25 Изменили порядок заполнения пояснений к регламентированной отчетности
Приложение Переписали полностью пример выявления всех показателей, используемых для вычислений обязательного платежа

Документ вводит в бухучет ряд показателей, которые помогают нивелировать разницу между правилами бухучета и НК РФ. Рассмотрим каждое понятие детально.

Отложенные налоговые активы (обязательства) отражают, когда возникают временные расхождения между проводками по бухучету и в НУ. Например, в бухучете расходы признаются раньше, чем в НУ. В противовес – разные периоды признания доходов для разных видов учета. Чтобы устранить разницы, применяют счет 09 и счет 77 бухучета. На первом учитывают отложенные активы, на втором – обязательства.

Еще одним нововведением является установление порядка учета для участника консолидированной группы налогоплательщиков. Понятие консолидированной группы налогоплательщиков (далее — КГН) введено главой 3.1 НК РФ.

Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции

Каждый раз, когда данные БУ и НУ не совпадают, возникает разница. Такие разницы и конкретизирует ПБУ, их разделяют на два вида: временные и постоянные.

Временные разницы ПБУ — это доходы или расходы, которые в БУ признаются в одном отчетном периоде, а в НУ — в другом или сразу в нескольких. Однако отличительная черта временных разниц, согласно ПБУ, — такие отличия рано или поздно будут сведены к нулю, то есть сравняются.

Следовательно, если в учете имеются временные различия по доходам, то такие значения признаются отложенными налоговыми активами (ОНА). Расходы по ПБУ, в свою очередь, — это отложенные налоговые обязательства (ОНО) (п. 18 ПБУ 18 02).

Постоянные — это суммы доходов или расходов компании, которые признаются только в одном из учетов: либо в бухгалтерском, либо в налоговом. То есть такая разница никогда не будет равна нулю — не сравняется.

Если в деятельности компании встречаются доходы, которые принимаются только по одному из учетов, то такая сумма отражается как постоянный налоговый актив (ПНА), расходы — это постоянные налоговые обязательства (ПНО).

Убыточный период и отложенные налоговые активы

В п.17 ПБУ 18/02 есть нечетко сформулированная норма, которая вызывает много споров среди специалистов. Она звучит так: «В случае, если в текущем отчетном периоде отсутствует налогооблагаемая прибыль, но существует вероятность того, что налогооблагаемая прибыль возникнет в последующих отчетных периодах, то суммы отложенного налогового актива останутся без изменения до такого отчетного периода, когда возникнет в организации налогооблагаемая прибыль, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

Как трактовать эту норму? Из буквального прочтения п.17 ПБУ 18/02 следует, что организация, получившая за отчетный период убыток, не может «трогать» отложенные налоговые активы. А как же быть с разницами по доходам и расходам и с разницей в виде налогового убытка? Мы уже видели на конкретных примерах, что в убыточном периоде не только можно, но и нужно формировать отложенные налоговые активы.

Дословное прочтение п.17 приводит к выводам, которые не подтверждаются другими нормами ПБУ 18/02. Вряд ли положения бухгалтерского стандарта могут быть настолько завуалированы, что их истинный смысл выявляется путем сложных логических выкладок. Видимо, норму, которая содержится в п.17, следует трактовать иначе.

Давайте посмотрим на логику построения разд.III «Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, их признание и отражение в бухгалтерском учете». В п.п.14 — 16 ПБУ 18/02 рассматриваются вопросы, связанные с начислением отложенных налоговых активов и обязательств. В п.п.17 и 18 разъясняется порядок их погашения или полного списания. В п.19, завершающем разд.III, идет речь об отражении отложенных налоговых активов и обязательств в бухгалтерском балансе.

Таким образом, интересующий нас п.17 посвящен проблеме погашения отложенных налоговых активов. О начислении активов здесь не говорится. Следовательно, фразу о том, что в убыточном отчетном периоде суммы отложенного налогового актива остаются без изменения, следует толковать в общем контексте п.17. Написав, что «актив останется без изменения», разработчики ПБУ 18/02 скорее всего хотели сказать, что в убыточном периоде отложенные налоговые активы не подлежат погашению.

Если трактовать эту фразу таким образом, то все встает на свои места. Авторы ПБУ 18/02 хотели подчеркнуть, что организация, получившая по итогам текущего периода убыток, не может погашать отложенные налоговые активы, начисленные раньше. И это объяснимо. Убыточная организация не имеет прибыли, значит, у нее нет источника для погашения отложенных активов. Списывать отложенные налоговые активы организация сможет лишь в том периоде, когда у нее появится налогооблагаемая прибыль.

М.С.Полякова

Ведущий консультант

Международного консультативно-правового центра

по налогообложению (МКПЦН)

Законодательство: порядок переноса убытков прошлых лет

НК РФ разрешает уменьшать базу по прибыли на сумму убытков, полученных в прошлых налоговых периодах.

С 01.01.2017 по 31.12.2024 базу по налогу на прибыль за текущий отчетный (налоговый) период нельзя уменьшать на убытки прошлых лет более, чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ).

Нижеперечисленные налогоплательщики, имеющие особый статус и применяющие в соответствии с НК РФ особые налоговые ставки, не могут списать убыток:

  • резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организации-резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер (п. 1.2 ст. 284 НК РФ);
  • участники региональных инвестиционных проектов (п. 1.5, п. 1.5-1 ст. 284 НК РФ);
  • участники свободной экономической зоны (п. 1.7 ст. 284 НК РФ);
  • резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (п. 1.8 ст. 284 НК РФ);
  • резиденты свободного порта Владивосток (п. 1.8 ст. 284 НК РФ);
  • участники особой экономической зоны в Магаданской области (п. 1.10 ст. 284 НК РФ);
  • участники специальных инвестиционных контрактов (п. 1.14 ст. 284 НК РФ);
  • резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области (п. 6 и п. 7 ст. 288.1 НК РФ).

Временного ограничения на перенос нет: он производится до полного списания убытка, полученного за все предыдущие годы. Если убытки получены более, чем в одном налоговом периоде, перенос осуществляется в той очередности, в которой они понесены (п. 3 ст. 283 НК РФ).

Все время, пока идет перенос, необходимо хранить первичку, подтверждающую возникновение убытка (п. 4 ст. 283 НК РФ). По окончании переноса эти документы храните еще 4 года (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Примеры расчета ОНА и ОНО на счетах 83 и 84

При исправлении существенных ошибок временная разница может возникнуть только при одновременном выполнении двух условий: ошибка есть только в бухучете и ее исправили через счет 84.

Например, организация неправильно определила срок полезного использования основного средства в бухучете и неправильно начисляла амортизацию по нему в течение прошлого года. Вместо 1000 тыс. руб. за год амортизация была начислена только на 600 тыс. руб.

Бухгалтер исправил ошибку в бухучете проводкой:

Дебет 84 Кредит 02

  • 400 000 руб. – доначислена амортизация за прошлый год.

В налоговом учете никаких ошибок не было. Следовательно, из-за исправления ошибки возникнет вычитаемая разница, на основании которой бухгалтер сформирует ОНА:

Дебет 09 Кредит 84

  • 80 000 руб. (400 тыс. руб. × 20%) – сформирован ОНА.

В дальнейшем организация уменьшает ОНА проводкой по дебету счета 99 и кредиту 09. Эта сумма ОНА все равно попадет на счет 84, но бухгалтеру не придется делать отдельный расчет по расчету временных разниц.

Тот же принцип применяйте при ретроспективном пересчете в связи с изменением учетной политики. Временные разницы возникнут, если пересчет касается только бухучета и затрагивает счет 84. Например, сейчас организации будут отражать те отложенные налоги, которые они должны доформировать в связи с новыми правилами. Их отразите по счету 84.

Учтите, что если способ формирования текущего налога организация вправе выбрать, то для отложенных налогов порядок учета не предусматривает никакой альтернативы. То есть в отношении дооценки отложенные налоги должны отражаться на счете 83, а при исправлении ошибок или при ретроспективном пересчете – на счете 84.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *