ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору.4.14. Законотворческий процесс.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору.4.14. Законотворческий процесс.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Процесс принятия федерального конституционного закона (ФКЗ) состоит из нескольких этапов. Вначале инициатива законопроекта может исходить как от Президента Российской Федерации, так и от парламента. Затем происходит подготовка, обсуждение и опубликование проекта закона.

Действие закона во времени и пространстве

Действие закона во времени и пространстве определяется несколькими важными моментами:

  1. День опубликования. Дата, на которую федеральный закон был опубликован, считается началом его действия. Это важный момент, так как до этого дня закон официально не существует.
  2. Принятие закона. Федеральный закон считается принятым после трех чтений в Государственной Думе и Федеральном собрании. Инициативы по принятию законов могут исходить от Президента, депутатов и других участников законодательного процесса.
  3. Конституционные сроки. Законы могут содержать особые сроки, в рамках которых должны быть выполнены определенные действия или изменения должны вступить в силу. Необходимо учитывать эти сроки при выполнении требований закона.

Таким образом, действие федеральных законов начинается со дня их опубликования и продолжается в указанные в них сроки. Более подробная информация о действии конкретного закона может быть найдена в его тексте.

Федеральное законодательное собрание (ФКЗ) Законодательный процесс
ФКЗ – это орган законодательной власти, состоящий из Государственной Думы и Совета Федерации. Он имеет полномочия по принятию и изменению федеральных законов. Законодательный процесс включает несколько этапов, включая подготовку законопроекта, его чтение и обсуждение. В конечном итоге принятый закон направляется на подпись Президенту и публикуется в официальных источниках.

Принятие закона в Российской Федерации

Принятие закона является заключительной стадией законодательного процесса в России.

Данный этап заключается в официальном принятии закона, который после принятия обязательно подписывается Президентом России.

Процесс принятия закона в России организован следующим образом:

  • Представители правительства и другие заинтересованные стороны представляют различные проекты законов.
  • Представленные проекты проходят обширные дебаты и обсуждения в Государственной Думе Российской Федерации.
  • В случае, если проект закона получил поддержку большинства депутатов, он отправляется в Совет Федерации.
  • Совет Федерации, в свою очередь, может внести свои предложения по доработке проекта закона и осуществляет окончательное голосование.
  • После принятия закона в Совете Федерации, он отправляется на подпись Президенту Российской Федерации.

Принятие закона признано наиважнейшим этапом государственного управления, процесс которого уже десятилетиями усовершенствуется в России.

Действие нормативных актов

Нормативные акты могут включать временные, пространственные и субъектные пределы своего действия.

Функционирование их во времени характеризуется вступлением в силу, утратой силы. Существует Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания», в соответствии с которым акты палат Федерального Собрания, федеральные конституционные законы, федеральные законы могут вступать в силу одновременно на всей территории страны по истечении десяти дней после момента их официальной публикации. Это предусмотрено для случаев, если сами законы (акты палат) не устанавливают иной порядок их вступления в силу.

Замечание 1

Здесь необходимо учитывать основной принцип, в соответствии с которым закон не обладает обратной силой. Это значит, что он не может быть распространен на отношения, имевшие место до того, как он вступил в юридическую силу.

Закону может быть придана обратная сила в случае:

  1. наличии такой информации в нем;
  2. смягчения или устранения ответственности.

Прекращение действия (утрата силы) для нормативных актов происходит в соответствии с:

  • завершением срока его действия;
  • выпуском нового акта, который призван заменить ранее действующий (то есть происходит косвенная отмена);
  • прямым указанием соответствующего органа, которое касается отмены акта (происходит прямая отмена).

В пространстве действие нормативного акта можно определить территорией. Именно на нее происходит распространение властных полномочий органа, который занимается издание соответствующих актов.

Как готовят законопроект?

Чтобы появилась идея о создании законодательного акта, выявляют на местах социальные потребности. Основой правовой нормы становятся:

  • данные из общественных практик;
  • научные исследования;
  • поступившие предложения от государственных структур;
  • выдвигают проблемы граждан политические партии;
  • предоставляют информацию общественные деятели, принимают участие и отдельные лица.
Читайте также:  Как вести учёт основных средств в 2023 году: ФСБУ 6/2020

Законопроект подготавливают:

  • по отраслевому принципу;
  • создают коллегиально на специальных комиссиях;
  • принимают альтернативную основу.

Наиболее трудоемким процессом в законотворчестве, даже если представить порядок принятия законов в РФ кратко, называют второй этап. Разделить его можно по стадиям, где высший законодательный орган:

  • принимает и рассматривает;
  • утверждает;
  • обнародует.

Стадия рассмотрения тоже не проходит просто, а в условиях споров, дебатов и голосований.

Роль Государственной Думы

Государственная Дума инициирует процесс принятия федеральных законов: в пленарных заседаниях обсуждаются законопроекты в первом чтении, после чего принимается решение о направлении законопроекта на комитет для подготовки заключений и проведения дополнительных экспертиз.

На основе результатов обсуждения и дополнительных экспертиз законопроекты снова поднимаются на пленарных заседаниях Государственной Думы, где происходит их рассмотрение во втором чтении и принятие решения о принятии или отклонении закона.

После принятия законопроекта во втором чтении в Государственной Думе он направляется на рассмотрение в Совет Федерации. Совет Федерации проводит собственное обсуждение законопроекта и принимает решение его принять или отклонить.

Если законопроект принимается Советом Федерации, то он отправляется на подписание Президенту России. Президент может подписать закон или вернуть его на доработку.

Обсуждение и голосование

После опубликования проекта федерального закона и начала его силы, процесс принятия закона включает несколько этапов и процедур.

Один из ключевых механизмов законодательной инициативы в России — это обсуждение законопроектов в государственной Думе и Совете Федерации. Государственная Дума рассматривает законопроекты в пленарных заседаниях, а также в комитетах и фракциях. Законопроекты обсуждаются на заседаниях комитетов, где осуществляется подготовка заключений и рекомендаций по принятию закона.

Обсуждение законов также происходит на пленарных заседаниях государственной Думы, где ведется открытое обсуждение законопроектов. В ходе обсуждения можно внести предложения и поправки к законопроекту, а также высказать свое мнение по нему.

После обсуждения законопроекта в государственной Думе его принимают на голосовании. Как правило, большинство голосов решает судьбу законопроекта. Если законопроект принят в государственной Думе, то он направляется на рассмотрение в Совет Федерации, где проходит аналогичный процесс обсуждения и голосования.

После принятия закона в обеих палатах Федерального Собрания он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации. Президент может не подписывать закон, в этом случае закон может быть утвержден после повторного рассмотрения в обеих палатах или в результате голосования в Государственном Совете.

Таким образом, обсуждение и голосование являются важными этапами процесса принятия федеральных законов в России.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Методическая разработка урока обществознания,

11 класс

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Должность: учитель истории и обществознания,

первой квалификационной категории

МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя России Александра Прохоренко»

с. Городки

2016

Цели урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.

Задачи урока

образовательные:

  • углубление знаний школьников о главном законе страны — Конституции РФ;
  • изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;
  • выделение особенностей федерального конституционного закона;

развивающие:

  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

воспитательные:

  • воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;
  • формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Оборудование урока

  • Конституция РФ (у каждого ученика);
  • учебник для 11 класса «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева (2010, стр. 224–226);
  • схема «Стадии законотворческого процесса в РФ» (для каждой парты);
  • частично заполненная схема «Стадии законотворческого процесса
  • в РФ» (для каждой парты);
  • таблички «Законопроект», «Государственная Дума», «Совет Федерации», «Президент»;
  • задания ЕГЭ по изучаемой теме (для каждого ученика).

Тип урока : урок изучения нового материала (третий урок в 11 классе по разделу «Человек и закон»).

Принятие любого нормативного акта начинается с подготовки его проекта. Эта процедура предполагает выявление социальных потребностей на основании всестороннего исследования общественной практики, предложений от госорганов, граждан, политических партий и иных объединений, научных данных. Подготовку проектов могут осуществлять различные институты. Как правило, законотворческий процесс основывается на отраслевом признаке. Он заключается в том, что подготовку проекта выполняет орган, отвечающий за конкретную сферу. В некоторых случаях формируются специальные комиссии. Подготовка проектов может проводиться и на альтернативной основе.

Читайте также:  Сколько дней можно пропускать в колледже без справки

Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.

Стадии законотворчества

Рассмотрим законотворчество и его стадии:

  • Законодательная инициатива представляет собой право, которое закреплено в Конституции Российской Федерации. Оно касается определенных субъектов и предполагает внесение предложений о том, чтобы издать определенные законы (проекты законов) посредством законодательного органа. Право законодательной инициативы ведет к появлению у него обязанности рассматривать предложение и проект закона. При этом право принятия или отклонения принадлежит законодателю. Рассматриваемое право может принадлежать Президенту и Правительству, Совету Федерации и его членам, депутатам Госдумы, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации. Также им наделяется Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суд РФ в вопросах их ведения.
  • Обсуждение законопроекта, которое начинает госдума, выслушивая доклада представителя субъекта, который вносит проект закона. Этот этап нужен для устранения пробелов, противоречий и неточностей. Если проект закона имеет существенное значение, то его необходимо вынести на всенародное обсуждение.
  • Процесс принятия закона, который может быть достигнут путем голосования (простое большинство и квалифицированное). Эта стадия — главная, она включает 3 подстадии:
    • Госдума принимает закон (федеральный закон может быть принят простым большинством голосов из общего числа депутатов Госдумы, федеральный конституционный закон принимается в случае наличия от 2/3 голосов из общего числа;
    • Совет Федерации одобряет закон (одобрение происходит в случае наличия более 50 % голосов от общего количества членов или в случае, если в течение 2 недель его не рассмотрел Совет Федерации) Статья 108 Конституции РФ гласит, что федеральный конституционный закон можно считать принятым в случае одобрения большинством (от ¾ голосов общего количества участников Совета Федерации);
    • Президент подписывает закон в течение 14 дней и происходит его обнародование;
  • Публикация закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы всегда подлежат официальной публикации, что происходит в течение 7 дней после момента подписания).

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Как готовят законопроект?

Чтобы появилась идея о создании законодательного акта, выявляют на местах социальные потребности. Основой правовой нормы становятся:

  • данные из общественных практик;
  • научные исследования;
  • поступившие предложения от государственных структур;
  • выдвигают проблемы граждан политические партии;
  • предоставляют информацию общественные деятели, принимают участие и отдельные лица.

Законопроект подготавливают:

  • по отраслевому принципу;
  • создают коллегиально на специальных комиссиях;
  • принимают альтернативную основу.

Наиболее трудоемким процессом в законотворчестве, даже если представить порядок принятия законов в РФ кратко, называют второй этап. Разделить его можно по стадиям, где высший законодательный орган:

  • принимает и рассматривает;
  • утверждает;
  • обнародует.

Стадия рассмотрения тоже не проходит просто, а в условиях споров, дебатов и голосований.

Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе

Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе – это важный этап в процедуре принятия законов. Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания Российской Федерации и входит в законодательную власть страны. Она осуществляет законотворческую функцию, принимает решения по вопросам разработки и принятия законодательных актов.

Законопроекты рассматриваются в Государственной Думе согласно установленного порядка. Вначале проекты законов рассматриваются на комитетах, которые специализируются по различным областям законодательства. Комитеты проводят подробное изучение проекта, обсуждают его положительные и отрицательные стороны, а также проводят публичные слушания, где представители общественности могут высказать свои мнения.

После рассмотрения на комитетах, законопроекты передаются на пленарные заседания Государственной Думы. На пленарных заседаниях депутаты Государственной Думы обсуждают проекты законов, выносят на обсуждение предложения и исправления, голосуют за принятие или отклонение проекта. Для принятия решения требуется простое большинство голосов.

Читайте также:  Помощь нотариуса при покупке гаража

Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе – это сложный и ответственный процесс, который требует участия и деятельного участия каждого депутата. В результате рассмотрения законопроекта на пленарных заседаниях Государственной Думы принимается окончательное решение о его принятии или отклонении.

Внесение законопроекта в Совет Федерации

В процессе разработки и принятия федерального законодательства порядок внесения законопроекта в Совет Федерации имеет свои особенности и требования.

Согласно законодательству, законопроект может быть внесен в Совет Федерации Председателем Совета Федерации, комитетом Совета Федерации или конституционной (правовой) комиссией Совета Федерации.

В случае внесения законопроекта Председателем Совета Федерации, он затем передается при первом чтении комитету Совета Федерации или конституционной (правовой) комиссии.

Важно отметить, что внесение законопроекта в Совет Федерации должно соответствовать требованиям конституционных норм и других федеральных законов. Также необходимо соблюдать установленные сроки и процедуры внесения законопроекта, чтобы обеспечить его рассмотрение и принятие в рамках установленного порядка.

Утверждение и подписание Президентом Российской Федерации

Утверждение и подписание федеральных законов Президентом Российской Федерации является последним этапом законодательного процесса в России.

После того, как законопроект принят Государственной Думой и Советом Федерации и прошел все предусмотренные этапы утверждения и обсуждения, он направляется на подписание Президенту Российской Федерации.

Президент имеет право принять закон или отказаться от его подписания. Если Президент согласен с законом, он его утверждает и подписывает, после чего закон считается принятым и официально вступает в силу.

В случае отказа Президента от подписания закона, он возвращает его в Государственную Думу для повторного рассмотрения и доработки. После этого законопроект может быть снова принят и направлен на подписание Президенту.

Общая схема принятия федеральных законов

Процедура принятия закона (ФЗ) является следующей:

  1. Законодательная инициатива. Правила для ФЗ абсолютно аналогичны правилам для ФКЗ.
  2. Рассмотрение Госдумой. По общему правилу для принятия ФЗ требуется ½ голосов в Госдуме (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ).
  3. Рассмотрение Советом Федерации. ФЗ считается принятым, если в течение двух недель не рассмотрен в верхней палате или она одобрила его ½ голосов (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  4. Подписание и обнародование Президентом. В течение 14 дней после поступления ФЗ главе государства он подписывает его и публикует (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).

Вместе с тем при принятии ФЗ имеются следующие нюансы:

  • При неодобрении ФЗ в верхней палате создается согласительная комиссия, после чего доработанный ФЗ снова рассматривается в нижней палате (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).
  • Госдума может настоять на принятии ФЗ в изначальной редакции без изменений, для этого необходимо одобрить закон 2/3 голосов (ч. 5 ст. 105 Конституции РФ).
  • Существуют законы, для принятия которых недостаточно их нерассмотрения в верхней палате в течение двух недель. Верхняя палата обязана их рассмотреть. Такие ФЗ перечислены в ст. 106 Конституции РФ, и к ним относятся, например, ФЗ, связанные с бюджетом, международными договорами, вопросами границы, войны и мира.
  • Глава государства может не подписать ФЗ. Для преодоления такого права вето требуется повторное одобрение ФЗ 2/3 голосов в обеих палатах парламента (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Список статей Конституции, предусматривающих принятие ФКЗ

1. О Государственном флаге, гербе и гимне РФ (ст.70 Конституции) — приняты 3 закона

2. О референдуме РФ (ст.84) — принимался дважды: в 1995 и 2004

3. О чрезвычайном положении (ст.56) — принят

4. О военном положении (ст.87) — принят

5. Об Уполномоченном по правам человека в РФ (ст.103) — принят

6. О Правительстве РФ (ст.114) — принят

7. О судебной системе РФ (ст.118) — приняты законы: О судебной системе Российской Федерации; О военных судах Российской Федерации; О Дисциплинарном судебном присутствии (отменен); О судах общей юрисдикции в Российской Федерации

8. О Конституционном Суде РФ (ст.128) — принят

9. О Верховном Суде РФ (ст.128) — принят

10. Об арбитражных судах в РФ (ст.128) — принят

12. О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ (ст.65) — принят


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *