Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховая компания и независимая экспертиза – очередность обращения после ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После того как происходит страховое событие одна из сторон (как правило, пострадавшая) обязана вызвать сотрудников ГИБДД и зафиксировать аварию. После этого следует обратиться в офис страховой организации, подать заявление с целью регистрации страхового события.
Цель проведения экспертизы
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.
Кто может проводить автотехническую экспертизу?
Если вас обязали пройти экспертизу, но не сказали к кому обратиться, то это не даёт вам право выбрать первого попавшегося автомастера и пройти процедуру там. Чтобы понять, может ли конкретный специалист или организация проводить автотехническую экспертизу, нужно:
• узнать, есть ли у оценщика или учреждения соответствующая лицензия на проведение необходимого исследования, а также персональный идентификатор (только индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц);
• выяснить, является ли выбранное вами уполномоченное лицо независимым либо оно сотрудничает с конкретной страховой компанией. Эти обстоятельства могут отбросить на результат исследования тень собственных интересов специалиста либо организации. Поэтому, если вам требуется независимая оценка произошедшей ситуации, то следует обратиться к незаинтересованным в результатах расследования лицам;
• уточнить, является ли претендент на специалиста, проводящего осмотр, автотехником или инженером с профильным образованием (только такие лица имеют право заниматься экспертизами).
Помните, что проведённая экспертиза не у уполномоченного на это лица не имеет никакой юридической силы. Поэтому очень важно подойти к выбору независимого оценщика с должным вниманием.
Заключение экспертизы
Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:
• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.
На каждый поставленный вопрос должен быть предоставлен ясный и читабельный ответ, который не создаёт дополнительных вопросов. Ответы пишутся в точно такой же последовательности, как и стояли вопросы. Все заключение подписывает то лицо, которое непосредственно проводило осмотр, если оценщиком выступала организация, то бумага заверяется подписью руководителя и печатью юридического лица.
Может ли ремонт на станции страховщика заменить независимую экспертизу автомобиля?
На сегодняшний день лишь немногие компании предлагают натуральное возмещение по ОСАГО. Обычно представители страховщика, ссылаясь на отсутсвие сервисов, которые должны проводить ремонт автомобиля пострадавшего, дают подписать последнему мировое соглашение об убытке, после которого обращение в независимую экспертизу и судебные разбирательства становятся невозможными. Но почему даже направление на станцию страховщика не может гарантировать, что ремонт будет проведён с надлежащим качеством?
Причина в той же Единой Методике расчёта ущерба. Лимит средств, который страховая компания выделяет сервису на восстановление разбитого в аварии автомобиля, определяется по параметрам именно этой Методики. Неудивительно, что сотрудникам станции ремонта остаётся либо предложить пострадавшему доплатить за разницу в ремонте, либо покупать и устанавливать старые или неоригинальные запчасти, а там, где по технологии необходимо заменить деталь, проводить ее восстановления методом «многослойной шпаклевки».
В результате проведённых на законодательном уровне изменений на рынке ОСАГО сложилась ситуация, когда пострадавший оказался перед выбором получить заниженную страховую выплату или некачественный ремонт своего автомобиля. При этом, если раньше была возможность провести независимую экспертизу и обратиться к страховщику, а при отказе последнего напрямую — в суд, то сейчас после подписания мирового соглашения на возмещение такая опция отсутствует. Почему? Во-первых, обращение с иском в суд не предусмотрено условиями соглашения о выплате, а, во-вторых, урегулирование споров по «автогражданке» заканчивается еще на службе финансового управляющего и, как правило, не в пользу пострадавшего!
Как будут оценивать ущерб
Для оценки технического состояния машины, в соответствии с законодательством, назначается автотехническая экспертиза. В перечень работ входят: процедуры, которые устанавливают видимые и скрытые повреждения, причины ДТП, экспертиза дорожных условий и т.д. После проведения этих работ восстанавливается целостная картина, на основе которой и делаются выводы по всем спорным вопросам и сумме компенсации.
При проведении оценки ущерба, в первую очередь специалисты должны убедиться в исправности всех узлов и механизмов машины до ДТП, чтобы быть уверенными, что к аварии привела не поломка. Кроме того, прежде, чем приступить к ремонту, эксперты должны провести грамотную дефектовку повреждений кузова.
Для того, чтобы выбрать определённые виды ремонта для конкретных деталей, сотрудники СТО, а также сами независимые эксперты используют различное программное обеспечение (например, БД автомобильных деталей с подробными рекомендациями производителей по их ремонту).
Во время определения степени повреждений автомобиль загоняют на специальный стенд, на котором проводят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске. Специалисты также работают с геометрией кузова, сравнивая все зазоры и щели с соответствующей базой данных, используют приборы, которые помогают определить сколы и царапины, измеряя толщину покраски.
Итак, что требуется для оценки повреждений автомобиля:
- Обратиться в страховую, договориться о времени и месте осмотра машины
- Предоставить автомобиль в назначенное время
- В случае несогласия с результатами осмотра специалистом от страховой обратиться к независимым экспертам.
- Предоставить независимому специалисту свой паспорт, паспорт и свидетельство о регистрации на ТС, справку из ГИБДД и акт осмотра автомобиля предыдущим экспертом (если осмотр проводился).
Когда нужна независимая экспертиза
Сразу необходимо отметить, что экспертиза необходима не всем водителям, которые попали в аварию. Рассмотрим более детально, в каком случае автолюбители обращаются к эксперту за помощью.
- Отказ в выплате
Если страховая компания отказывает в выплате компенсации, то каждый пострадавший может обратиться в суд. Помимо претензий необходимо будет предоставить официальный документ, который отразит сумму ущерба. Для получения данного документа необходимо обратиться в офис независимой экспертизы и предоставить машину на осмотр.
- Занижена сумма
На практике многие страховые организации занижают сумму выплаты. В этом случае автолюбителю также необходимо обратиться в офис независимой экспертизы, после чего составить досудебную претензию и запросить у страховщика доплату. Если страховая компания делает отказ, то следует обращаться в суд с полным пакетом документов.
- У виновного нет ОСАГО
К сожалению, зачастую у виновной стороны нет действующего бланка ОСАГО, и он отказывается добровольно компенсировать расходы. В этом случае необходимо будет обратиться в суд. При себе необходимо иметь личные документы, претензию и акт оценки независимой экспертизы по ОСАГО.
Как происходит независимая экспертиза по шагам
Процедура проведения оценки по ОСАГО после ДТП простая и включает в себя несколько основных этапов.
Правила проведения независимой экспертизы авто после ДТП:
- Выбор компании. Делая выбор, стоит обратить внимание на наличии лицензии и стоимость. Также немаловажную роль играют сроки. На практике компании делают оценку от 3 до 7 дней, поскольку помимо визуальных повреждений могут быть скрытые.
- Визит к эксперту и предоставление необходимых документов. На данном этапе происходит заключение договора и консультирование по всем вопросам.
- Предоставление машины, с целью проведения осмотра. Важно учитывать, что необходимо предоставить чистый авто.
- Расчет стоимости. Это самая ответственная часть проведения независимой экспертизы авто, в результате которой составляется акт. В документе фиксируются повреждения и стоимость ремонтных работ.
- Определение степени износа. Как и при судебной экспертизе по ОСАГО, после осмотра определяется процент износа транспорта и его деталей. Данное требование закреплено на законодательном уровне.
- Расчет УТС. Далее уполномоченный сотрудник определяет величину утери товарной стоимости.
- Если машина не подлежит восстановлению, то дополнительно рассчитывается процент годных остатков.
- По итогам проверки авто передается владельцу с документами. Помимо авто собственник получает акты и договор, в котором указаны итоги проведения независимой экспертизы авто после аварии.
Когда может потребоваться независимая экспертиза после ДТП
В первую очередь выясните, можно ли оформить данное происшествие по Европротоколу.
Ваши действия должны быть такими:
- Установите виновника столкновения. Ущерб пострадавшей стороне возмещается по ОСАГО.
- Если убыток незначительный и подходит под условия Европротокола, заполните бланк извещения о ДТП, укажите в нем подробности случившегося, нарисуйте схему. Документ обязаны подписать оба водителя.
- Если имеются свидетели инцидента, запишите их данные в извещение.
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились. Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Преимущества независимой экспертизы
- Полная уверенность в результате – экспертиза на то и независимая, что беспристрастно оценивает весь спектр повреждений как внешних, так и скрытых технических.
- При занижении суммы выплат ремонт обязательно оплатит страховая компания. Для этого нужно предоставить результат независимой экспертизы.
- Отчет по итогам экспертизы примет любой суд как доказательство некорректного расчета страховой компании.
- Вероятность решения проблемы с недоплатой до судебного процесса: страховым компаниям важно держать свою репутацию на уровне. Также они понимают, что суд гораздо вероятнее примет сторону страхователя, нежели самой компании.
- Экспертиза даёт возможность через суд взыскать с нечестной компании дополнительную компенсацию. К таким относится неустойка один процент в день просрочки срока выплат. Она рассчитывается либо от всей суммы ущерба, либо от разницы расчета независимого эксперта и размера суммы, выплаченной компанией.
- При заниженной стоимости ремонта со страховщика путём судебных разбирательств взимается штраф в размере пятидесяти процентов от суммы ущерба.
- Моральное удовлетворение, ведь справедливость восторжествовала.
Где и как можно ее сделать?
Осуществить независимую экспертизу лучше всего в узконаправленной компании, которая специализируется только на повреждениях после ДТП.
Поскольку отчет о проделанной работе достаточно емкий процесс, предполагающий перечень повреждений, детальное описание скрытых поломок, расчеты и другую важную информацию, ориентироваться лучше всего на экспертов, составляющих заключения для суда. Здесь велика вероятность отсутствия каких-либо ошибок и неточностей. Также, при необходимости обращения в суд, грамотно составленное заключение будет необходимо.
Выбирать фирму, которая сотрудничает со страховой компанией не стоит, результат может быть составлен с учетом интересов страховщиков.
Критерии выбора независимой фирмы:
- Время существования предприятия на рынке. Чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными фирмами, а также не стать жертвой неблагонадежных фирм (однодневок), стоит убедиться, что компания не один год занимается этой деятельностью.
- Возможность документального подтверждения сотрудничества. При обращении в экспертную компанию, необходимо поинтересоваться заключает ли она договоры на проведение работ и выдает ли чеки по факту их окончания. На компенсацию затрат по проведению независимой оценки можно рассчитывать только при наличии этих документов.
- Наличие положительной репутации среди клиентов. Можно изучить отзывы о работе компании и убедиться в ее надежности и профессионализме, а также уточнить процент успешно оконченных экспертиз.
- Квалификация и соответствие сотрудников установленным нормам законодательства.
Детальнее о том, как правильно выбрать независимого эксперта, мы рассказывали в этой статье.
Какие виды технических экспертиз после аварии бывают?
Технические оценки после аварийных случаев делятся на несколько разновидностей. Рассмотрим основные виды более подробно.
- Автотехническая оценка представляет собой экспертизу, которая позволяет выяснить все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, а также установить причины, которые привели к аварии.
Задачи такой оценки заключаются в следующем:
- выяснить, разгруппировать и провести качественный анализ факторов, которые сопутствуют ДТП;
- отобрать факторы, вызвавшие аварию;
- исследовать эти факторы;
- оценить действия участников ДТП для предотвращения возникшей ситуации;
- определить причины технического характера, повлекшие за собой возникновение аварийного случая.
- Трасологическая оценка представляет собой экспертизу, которая исследует повреждения на машинах, попавших в ДТП, а также следы на месте аварии, траекторию передвижения машин до и после аварии.
- Автотовароведческая оценка – экспертиза, позволяющая определить цену восстановительных ремонтных работ, уточнить остаточную стоимость машины после ДТП, провести расчет размера утраты его товарной стоимости. Такое исследование потребуется, если:
- компенсационная выплата по автостраховке, по мнению автовладельца сильно занижена;
- виновное в аварии лицо считает, что пострадавший завышает сумму убытка;
- виновное лицо не застраховало свой автомобиль;
- ущерб, причиненный авто, был нанесен третьими лицами или погодными условиями.
- Комплексная оценка представляет собой экспертизу, которая соединяет в себе все вышеперечисленные разновидности оценок. Это исследование дает возможность досконально оценить картину произошедшей аварийной ситуации в целом.
Как определяется стоимость независимой оценки после аварии?
На цену независимых оценочных работ влияют следующие моменты:
- Уровень повреждений машины. Цена экспертизы определяется в зависимости от уровня полученного повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия. Чем больше повреждений, тем выше оценка независимого эксперта. Это значит, что специалист обязан не просто визуально оценить повреждения, но и сделать их фото со всех ракурсов, а также составить подробное письменное описание состояния. Помимо этого, он должен все замерить и рассчитать.
- Трудность проведения оценки. Стоимость оценочных работ определяется в зависимости от трудности их осуществления. Например, более трудное исследование, которое требует множество расчетов, обойдется гораздо дороже обычной экспертизы.
- Разновидность экспертизы. Этот момент влияет на стоимость исследования. Каждая разновидность экспертизы осуществляется конкретными способами, с применением спецоборудования. Здесь важно понимать, что если для одних видов требуются большие расчеты, то для других достаточно простого описания.
- Срочность проведения оценки. Этот момент всегда предусматривает повышение оплаты услуг. Независимая оценка эксперта также не является исключением. Любая организация, проводящая независимую оценку, самостоятельно устанавливает размер наценки за скорость работы. Обычно, она составляет примерно от 10 до 15% от общей цены заказа.
Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.
Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.
При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.
В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:
- Самостоятельно, если автомобиль может двигаться «своим ходом».
- Эксперт должен прибыть на место его нахождения, если автомобиль слишком поврежден.
Если транспортное средство расположено в труднодоступном месте, осмотр может быть проведен в течение 10 дней. Расходы на проведение экспертизы и приезд эксперта к несет страховая компания.
Если в течение 5 дней страховщик не назначает проведение осмотра, обратитесь к независимому эксперту. В этом случае за основу расчета величины ущерба принимается его отчет, а страховая компания теряет право требовать предоставления автомобиля на осмотр.